Без маски


Главная
| Мой профиль | Регистрация |
Выход | Вход

Персональный сайт Галины Каюмовой

Суббота, 28.01.2023, 10:56

Вы вошли как Гость |

Группа "Гости"

Приветствую Вас Гость | RSS

Internet Map

Важные объявления

Сайт подключен к системе uID.

Просмотр, скачивание и комментирование материалов сайта свободные (регистрация не требуется)

Меню сайта
Категории раздела
Музыка [2]
Литература [2]
Люди [2]
Мир, общество [2]
Образование [6]
Творчество [1]
Психология [1]
Из комментариев
[14.02.2009][Творчество]
О плагиате (6)
[30.05.2010][Психология]
Беда (?) по имени Развод (6)
[15.02.2009][Люди]
Владимир Семёнович Высоцкий (4)
Новые стихи/проза
  • Цапля на ветру (0)
  • Плакал дождь (0)
  • Лето яркое. Лето звонкое... (0)
  • Наш опрос
    Вас интересует на сайте
    Всего ответов: 74
    Главная » Статьи » Образование

    Готовимся к ЕГЭ по русскому языку
    Общая характеристика экзамена

    Подготовка к единому экзамену начинается задолго до его проведения. Справедливости ради стоит отметить, что до сих пор вносятся коррективы и в процедуру, и в экзаменационные задания, и в критерии оценки, но самые важные моменты остаются неизменными.

    Пункт проведения выбирается незадолго до ЕГЭ. По правилам это школа или учреждение, которое является чужой территорией для выпускника. Организаторами в аудиториях являются преподаватели, которые не имеют отношения к предмету ( физики, математики, географы). Сопровождающие лица в аудитории не допускаются. Вход на экзамен по предъявлению паспорта и специального пропуска. Если вы идёте сдавать экзамен или направляете туда ребёнка, проверьте наличие этих документов. Распределение по кабинетам происходит непосредственно на месте при помощи специальной программы.

    Время экзаменовки - три астрономических часа с момента начала экзамена ( время инструктирования сюда не входит)

    Процедура . Выпускник или абитуриент получает индивидуальный пакет, в котором находятся бланки, необходимые для заполнения и само задание, кторое состоит из трёх частей: тестовая часть на знание орфографии и пунктуации, задания, посвящённые анализу текста, сочинение по тексту, который анализировался. Поскольку все личные данные шифруются, любые пометки на бланках ответов, позволяющие идентифицировать личность писавшего, считаются нарушением. ВАЖНО - подписанное сочинение не проверяется и не оценивается.

    Корректировка ответов возможна. Для этого предусмотрены специальные поля в бланке ответов.

    Организатор в аудитории ОБЯЗАН консультировать по всем организационным вопросам, в том числе и о правильной корректировке ответов и заполнении бланков. Для этого он проходил специальный инструктаж. Все отговорки типа "вас этому учили" или " я обязан следить лишь за порядком" могут быть вами обжалованы. Это не повысит вам оценку в случае допущенных ошибок, но создаст прецедент: организатор получит замечание или даже взыскание. Свои претензии вы можете высказать, не откладывая дела в долгий ящик, непосредственно после окончания экзамена. Председатель комиссии есть в каждом пункте проведения ЕГЭ ( как правило это директор, в любом случае, бейдж укажет вам на нужное лицо)

    Если вы уже закончили школу ранее, вы можете сдавать ЕГЭ вместе с выпускниками той школы, которую окончили, или в ближайшей по месту жительства. Не поленитесь зайти туда заранее и узнать, когда начнут составлять списки экзаменуемых. Как правило, подготовительная работа начинается уже в январе - феврале.

    Репетиция проводится в режиме реальной экзаменовки и помогает оценить свои силы. Во время репетиции обязательно обратите внимание на то, сколько времени вы тратите на офрмление бланков, сколько на переписывание с черновика сочинения/ Засеките время, потраченное на каждый блок заданий, чтобы на экзамене вы представляли свой темп.


    Инструкция по выполнению работы. Она является стандартной и прилагается к каждому пакету индивидуальных заданий. То есть выпускник или абитуриент может с ней ознакомиться ещё раз самостоятельно непосредственно перед тем, как приступить к выполнению задания.

    На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей.
    Часть 1 включает 31 задание (А1 – А31). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
    Часть 2 состоит из 8 заданий (В1 – В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
    Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
    Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
    Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

    Желаем успеха!


    В данной инструкции стоит обратить внимание на замечание о количестве правильных ответов в тестовой части работы. Задания не предполагают альтернативных ответов - правильный только ОДИН. В тех случаях, когда экзаменуемый самостоятельно вписывает слова или словосочетания или анализирует текст, правильных ответов может быть несколько. Как правило на это указывает сама формулировка вопроса.

    Повторяем фонетику.

    Заданий такого типа в тестах немного. Но они помогут получить необходимые баллы. Советую обратить внимание на правильную постановку ударений. Для этого посидеть с обычным орфографическим словарём. (Конечно, существуют и специальные орфоэпические.) Типичные ошибки связаны с распространением в разговорной речи неверных вариантов. Некоторые нормы: Правильно звонИт, тОрты, квартАл (независимо от того, часть года это или район города), начАть.

    При подсчёте в слове количества звуков и букв надо помнить о том, что некоторые буквы обозначают сразу два звука: я-[йа] , ю - [йу], ё-[йо]; а мягкий знак не даёт самостоятельного звука. Таким образом, например, в буквосочетании «мь» букв две, а звук один.

    А теперь попробуйте выполнить задания:

    В каком слове букв больше, чем звуков?

    1) язык
    2) маячить
    3) объём
    4) меньше

    В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    1) нАверх
    2) клялАсь
    3) отрОчество
    4) сОзыв 

    Слова, похожие по звучанию

    В тесте обязательно бывает задание, направленное на различение лексического значения слов, похожих по звучанию. Например, дипломат и дипломант, дипломный и дипломированный, искусный и искусственный, смешной, смешливый и смеющийся. Совет здесь только один: быть внимательным и доверять своим ощущениям. Всё дело в оттенках значения. Дипломат – лицо, выполняющее дипломатическую миссию (ну или чемодан, получивший своё название благодаря распространению у подобных лиц), дипломант – лицо, получившее диплом. Искусный – виртуозный, а искусственный – ненастоящий, неестественный. Смешной вызывает смех, смешливый – часто смеётся, его легко развеселить, а смеющийся выполняет это действие в настоящий момент. В сложных случаях на помощь придёт толковый словарь. Но в экзаменационной работе, как правило, приводятся примеры, известные школьникам по повседневности, путаница в которых однако до добра не доводит.

    Попробуйте выполнить задание, вы увидите, что это просто.

    В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

    1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.
    2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.
    3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.
    4) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. 

    Такая коварная грамматика.

    Наиболее часто именно в грамматике допускаются ошибки. При повторении советую обратить внимание на те параграфы в учебнике, которые учат согласованию слов в предложении и словосочетании. Например, предлог «несмотря на» требует после себя слово в винительном падеже – несмотря (на что?) на плохую погоду. А вот после «благодаря» (чему?) обязателен падеж дательный. Таких тонкостей в языке много. Откуда путаница? Очень много синонимичных частей речи. Уже упомянутое слово «благодаря» может быть как производным предлогом (пример выше), так и деепричастием: благодаря друга за подарок. Изменилась часть речи, изменился и падеж в согласовании с данным словом. В последнем случае он (благодаря кого?) родительный.

    А теперь в связи с этим задание:

    Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    1) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавшим быт русского народа, был Иван Шмелёв.
    2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
    3) Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульп¬торы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.
    4) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письма о добром и прекрасном».

    Почему-то большие трудности вызывает конструирование предложений, если в них встречается деепричастный оборот. Большинство грамматических ошибок связано именно с этим. Задание на такое конструирование обязательно есть в тесте. Да и при написании сочинения (часть С), об этом надо помнить: грамматические ошибки караются строго.
    Секрет здесь прост. Надо помнить о том, что деепричастный оборот обозначает добавочное действие. То есть основное и дополнительное действие выполняет одно и то же лицо. Поясню: Смешно подпрыгивая, щенок бежал за мной следом. Главное действующее лицо – щенок. Его основное действие – бежит. Но он ещё и подпрыгивает. Бежит кто? Щенок. Подпрыгивает кто? Щенок. А теперь посмотрите на типичную ошибку школьников, да и не только их: Прочитав книгу, мне показалось… Читал кто? Я. А показалось кому? Предложение безличное, нельзя сюда оборот присоединять. Лучше так: Когда я прочла книгу, мне показалось. Или ещё: Он напевал песню, звуча в голове. Кто напевал? Он. А звучал кто или что? Песня. Но у нас выходит, что он и в голове звучал. Причастный и деепричастный оборот оказались перепутанными. Правильно: Он напевал песню, звучащую в голове. Или: Он напевал песню, которая звучала в голове. Нюансы есть всегда. Но правило работает: Деепричастный оборот обозначает добавочное действие. Действие должно выполнять то же самое лицо, которое выполняет и основное (одушевлённое или неодушевлённое существительное, не имеет значения).

    А теперь попробуйте сами:

    Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Получив начальное домашнее образование в Москве,

    1) Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
    2) двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.
    3) этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.
    4) дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей. 

     Приведу несколько словарных статей, дающих определение терминам, использование которых может понадобиться на ЕГЭ. Речь идёт о средствах художественной выразительности

    Абзац, -ы. 1. Отступ в начальной строке печатного или рукописного текста. 2. Компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания (см. близкие термины период, сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство). Межфразовые связи в а. создаются союзами, тождеством упоминаемых объектов, использованием конструкций с зевгмой, соотнесенностью видо-временных форм сказуемых, актуальным членением. *Гроза смирялась в отдалении; через отверстый балкон плыла прохладная воздушная смесь из озонированных запахов и округленных влагою звуков, шорохов по лужам шин, стуков последних капель, чужих шагов. Мы ужинали вдвоем, переодевшись в сухое, но с дождевой водой в волосах, уже смутно догадываясь, что происходящее с нами теперь – счастье (О. Постнов).

    Аллегория, -и. В лексической стилистике: развернутый троп, иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. * Стихотворение А. Пушкина «Телега жизни»:

    Хоть тяжело подчас в ней бремя,
    Телега на ходу легка;
    Ямщик лихой, седое время,
    Везет, не слезет с облучка…

    Аллитерация, -и. Стилистическая фигура [1]: повторение одинаковых или однородных согласных звуков в отрезке текста. Основной элемент фоники.

    * Наполнен молоком опал,
    Залиловел и пал бесславно,
    И плачет вдаль с унылых скал
    Кельтическая Ярославна.
    (М.Кузьмин)

    Анафора, -ы. Стилистический прием, синтаксическая фигура [2]: 1. Лексический повтор в начале нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста (стихотворной строки, строфы или колона). 2. Любой начальный повтор (в том числе звуковой, синтаксический, тема­тический). *Все стояло, все молчало, все выжидало (Ф. Достоевский).

    Где «Остров мертвых» в декадентской раме?
    Где плюшевые красные диваны?
    Где фотографии мужчин с усами?
    Где тростниковые аэропланы?
    (А. Тарковский)

    Антитеза, -ы. Семантическая фигура речи [2], состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов, подчиненных одной идее или единой точке зрения. *Мал золотник, да дорог (пословица). «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер).

    Они сошлись. Волна и камень,
    Стихи и проза, лед и пламень
    Не столь различны меж собой.
    (А. Пушкин)

    Гипербола, -ы. В лексической стилистике: выражение со значением преувеличения, обычно г. бывает образной и в таком случае рассматривается как троп. *Мириады карет валятся с мостов (Н. Гоголь); Сто раз тебе говорил! Тысяча извинений!

    Градация [1], -и. В лексической стилистике: семантическая фигура речи [2]: расположение элементов высказывания (текста) в порядке их возрастающей или убывающей семантической и/или эмоциональной значимости.

    *И где ж Мазепа? Где злодей?
    Куда бежал Иуда в страхе?
    (А.Пушкин)

    Звукопись, ед. В фонике: использование всех фонических и интонационных средств при подборе и организации слов в предложения, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли.

    Но ты поднялся, ты взыграл,
    Ты прошумел грозой и славой –
    И бурны тучи разогнал,
    И дуб низвергнул величавый.
    (А. Пушкин)

    Инверсия, -и. В синтаксической стилистике: синтаксическая фигура [2], отклонение от обычного (так называемого прямого) порядка слов в предложении, в результате чего переставленный элемент предложения оказывается стилистически маркированным.

    *Роняет лес багряный свой убор,
    Сребрит мороз увянувшее поле…
    (А. Пушкин)

    Обычный порядок для пары «подлежащее + сказуемое» – сказуемое следует за подлежащим. Однако при некоторых семантических классах глаголов, в частности, при глаголах со значением существования (быть, существовать, иметься и т. п.) этот порядок обычно меняется на обратный: сказуемое предшествует подлежащему. Ср.: *Существуют люди, которые верят во всеобщую справедливость, где прямой порядок в пределах простого предложения невозможен. Нормальный порядок для пары «неосложненное согласованное определение + субъект/объект, выраженный существительным» – определение находится в препозиции. Регулярная и. этого порядка возможна в случае, если определение выражено указательным прилагательным: *Человек этот был знакомым моего отца. Стилистически не оправданная и. может мешать правильному пониманию текста: *Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать (шутка А.П. Чехова).

    Метафора, -ы. В лексической стилистике: вид тропов, результат переноса наименования (метафоризации) с одного объекта на другой на основе имеющихся у них общих признаков/признака. *И черной музыки безумное лицо (А. Ахматова). Буря в стакане воды (Ш. Монтескье о политической неурядице в Сан-Марино).

    Метонимия, -и. В лексической стилистике: вид тропов, результат переноса наименования с одного объекта на другой на основании их смежности. *В надышанную сирость чайной / Картуз засаленный бредет (М. Цветаева). Только слышно, на улице где-то / Одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). Владеть кистью. Жить пером.

    Оксюморон, -ы. В лексической стилистике: семантическая фигура речи [2], сочетание слов, противоречащих друг другу по значению, в результате чего рождается новый концепт. *Жар холодных чисел (А. Блок). Чужбина, родина моя! (М. Цветаева) Покорный энтузиазм толпы (П. Чаадаев). Горизонты вертикальные (В. Соловьев).

    Олицетворение, -я. В лексической стилистике: результат изображения неодушевленного предмета как одушевленного, относится к тропам. *Воздух дышит ароматом, / Усмехается заря (Г. Державин). Мне лепетал любимый лес (Н. Некрасов). Небу под снег хотелось, / Улицу бил озноб (Б. Пастернак). Невыразимая печаль / открыла два огромных глаза (О. Мандельштам).

    Парцелляция, ед. В синтаксической стилистике: синтаксическое средство речевой экспрессии: речевая реализация единой синтаксической структуры (предложения) несколькими коммуникативно самостоятельными единицами – фразами. *Он… тоже пошел. В магазин. Сигарет купить (В. Шукшин). Речевая п. синтаксической структуры осуществляется посредством интонации (в письменном тексте ее графическими показателями – знаками препинания). П. используется как стилистический прием в публицистических и художественных произведениях, в научных и официально-деловых текстах она воспринимается как иностилевой элемент

    Риторические фигуры. В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев-Марлинский)).

    Риторический вопрос, -ы. Синтаксическая фигура [2]: утверждение или отрицание в форме вопроса; усиливает эмоциональность речи и привлекает внимание слушателя. *Что пользы в том, что он живет? Разве жизнь сумасшедшего приятна его родственникам и друзьям, некогда его любившим? (Н. Гоголь) Ужели трезвого найдем / За скатертью студента? (А. Пушкин).

    Риторическое восклицание, -я. Синтаксическая фигура [2], выражающая особую экспрессию и усиливающая напряженность речи. *Когда-то будет мне веселее! А до сей минуты все грустно (Н. Карамзин).

    Сравнение, -я. В лексической и синтаксической стилистике: стилистический прием, грамматически оформленное образное сопоставление на основе предполагаемого общего признака, является семантической фигурой речи [2].

    *Таков поэт: как Аквилон,
    Что хочет, то и носит он –
    Орлу подобно, он летает
    И, не спросясь ни у кого,
    Как Дездемона, избирает
    Кумир для сердца своего.
    (А. Пушкин)

    Эпитет, -ы. В лексической стилистике: образное определение, обычно выражаемое прилагательным-метафорой или существительным в форме творительного падежа. *У людей, Ника, существует много прописных истин и ходячих мнений (А. Куприн). Это взрослое выражение не вязалось с носом пуговкой (Б. Полевой).

    Эпифора [1], -ы. В синтаксической стилистике: лексический повтор в конце нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста (стихотворной строки, строфы и колона). *Эмиграция помнила о России, думала о России, спорила о России, работала для будущего России (о. А. Шмеман). – Лес не тот! / – Куст не тот! / – Дрозд не тот! (М. Цветаева).

    Эпифора [2], -ы. В лексической стилистике: синтаксическая фигура [2], разновидность параллелизма, повторение последних частей предложения, усиливающее эмфатическую интонацию.

    Залегла забота в сердце мглистом.
    Отчего прослыл я шарлатаном?
    Отчего прослыл я скандалистом?…
    Прояснилась омуть в сердце мглистом.
    Оттого прослыл я шарлатаном,
    Оттого прослыл я скандалистом.
    (С.Есенин)

    Эти и другие словарные стьи вы можете найти в Учебном словаре стилистических терминов

    Удачи на экзамене!

    Категория: Образование | Добавил: bez-maski (23.02.2009) | Автор: Галина Каюмова
    Просмотров: 1266 | Теги: образование, Советы | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Авторское право
    Внимание!
    При копировании материалов указание автора и ссылка на сайт обязательны!
    Форма входа

    Новости культуры
    Поиск


    Copyright MyCorp © 2023 | Сайт создан в системе uCoz