Ещё не улеглись эмоции, подаренные Йошкар-Олой, а Лена уже загорелась новой идеей: - Я знаю, куда мы поедем в зимние каникулы. В Тюмень! - Да ладно. Там же морозяка. - Не холоднее, чем у нас. Ну-у-у … чуть-чуть холоднее.
А дальше последовало перечисление тюменских прелестей, мимо которых пройти просто невозможно.
Уже в октябре был забронирован номер в отеле, и, как только открылась предварительная продажа билетов, они тут же были куплены.
Сезоны нынче с большим трудом договаривались между собой: лето пронизывало до костей холодным осенним ветром и заливало дождём, сентябрь ошарашил почти июльским солнцем, таким же всепоглощающим и тёплым, а в декабре огородники со вздохом обрывали цветоносы с ошалевшей земляники.
С маниакальным упорством мы штудировали погодные сайты, пытаясь подготовиться к тому, что ожидает в сибирском городе. Синоптики давали разброс в десятки градусов, но чем ближе к назначенному часу, тем очевиднее становилось, что зима в Тюмени будет самая настоящая, с традиционными рождественскими морозами.
Последняя надежда на компромиссные минус двадцать пять растаяла ранним утром, как только вышли из вагона. Тридцать два. И ни градусом выше.
Едва отдохнув с дороги, мы отправились знакомиться с суровым городом, который на поверку оказался достаточно тёплым и радушным.
Когда столбик термометра замирает где-то на нижней отметке, очень важными становятся некоторые мелочи.
Отель «София Style», в котором остановились, при доступной цене порадовал удобным, а главное тёплым, номером, включёнными в стоимость завтраками и возможностью бесплатно выпить горячего чаю или кофе в гостиничном кафе в любое время суток.
Девушка на ресепшн дала на прокат дисконтную карту такси, и это сократило оплату услуги на двадцать процентов.
А ещё мы обнаружили довольно большое количество круглосуточных магазинов и кафе (от бистро типа KFC до уютных интерьерных местечек), что позволило не задумываться о возможности перекусить.
Ещё одной маленькой, но важной деталью стало наличие бесплатных тёплых туалетов на улицах и открытые входные группы некоторых закрытых на праздники учреждений. Иногда оказывалось очень кстати забежать в пространство между дверьми, чтобы просто согреться.
Ресницы, волосы, выбившиеся из-под шапки, капюшон вокруг лица покрывались инеем. Пальцы примерзали к фотоаппарату даже через перчатки, моментально разряжались элементы питания. У Лены замерзал объектив, а на моём аппарате начинала виснуть матрица, с опозданием передавая изображение на дисплей. Выглядело это комично: переводишь его из горизонтального положения в вертикальное, а картинка перевернуться не успевает.
Угол обзора из-за многослойной одежды был сильно уменьшен – приходилось вместо лёгкого поворота головы вертеться всем телом.
Но всё это были такие мелочи! И мелочи уже неважные, потому что знакомиться с миром, если есть желание, можно и в леденящую стужу. Галина Каюмова
Ещё в поезде мы пытались планировать, с чего начнём осмотр Тюмени, и даже проделали виртуальный путь по карте. В реальности выбранный в качестве старта Гагаринский парк оказался длинной лиственной лесополосой в отдалённом районе. При одном взгляде на полузаметённые тропинки, петляющие среди раздетых на зиму деревьев, становилось холодно. Захотелось куда-нибудь «ближе к цивилизации». Назвали таксисту первый же пришедший на ум относительно близкий адрес и оказались на площади Памяти. Вот и вышло, что с первой же встречи Тюмень раскрыла перед нами серьёзные и строгие страницы своей истории.
Площадь Памяти – мемориальный комплекс с традиционным Вечным огнём и мраморными пилонами, на которых высечены имена ушедших в Вечность.
Некоторая необычность мемориала – это стирание границ между датами. Как смерть не делает различий между людьми, так и для человеческой памяти не имеет значения, кто покоится в земле: погибший в бою герой или неизвестный солдат, скончавшийся в госпитале.
Замощённая гладкой плиткой небольшая площадка находится в центре сквера, тесно примыкающего к яблоневой роще и Текутьевскому кладбищу (с 2005 года это официальный исторический некрополь).
Гигантская свеча из стекла и бетона видна издали. По обе стороны от неё те самые пилоны из чёрного мрамора. Здесь более шести с половиной тысяч надписей! Чуть особняком три из них – они хранят имена Героев Советского Союза и Полных кавалеров Ордена Славы.
За вечным огнём – братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях города Тюмени в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов.
Рядом с надгробьем из красного гранита фигуры скорбящих мужчины и женщины. Склонённое в трауре знамя укрывает плиту. Белая арка-звонница с тремя колоколами в левом углу словно обрамляет могилу.
Рядом несколько единиц боевой техники.
Чуть дальше два памятника жертвам сталинских репрессий разных лет – довоенных и послевоенных. На одном из них надпись: «Покоятся здесь в тишине обычные граждане – мирные люди, убитые не на войне». На другом, от калмыцкого народа, цитата из стихотворения Давида Кугультинова: «...Я знал, что мой народ в лесах Сибири нашёл друзей и вновь душой окреп средь лучших русских, средь щедрейших в мире, деливших с ними и судьбу, и хлеб».
Ещё несколько шагов по аллее сквера и новый памятник – строгая невысокая стела, посвящённая узникам фашистских концлагерей, в двух местах обтянутая колючей проволокой. Бухенвальд, Освенцим, Маутхаузен, Палемонас, Дахау, Саласпилс, Жмеринка – эти названия выбиты на камне, потому что "забыть - значит расчеловечиться".
Где-то здесь же, на площади Памяти есть ещё один знак - «Солдатская аллея. Сыновьям, погибшим в локальных войнах и конфликтах от матерей и жителей Тюменской области». Но в завьюженном сквере мы его не нашли.
У этого места особая энергетика.
Ярко-синее небо, морозный воздух, придавленные снегом еловые лапы, яблоневые ветки, переплетённые кружевом, старое кладбище на заднем плане, стынущие на обледеневших плитах живые цветы словно добавляли торжественности и помогали эту особенность почувствовать.
Мужество – та черта, которая вызывает уважение и желание отблагодарить погибших хотя бы при помощи бронзы, бетона и камня.
Сквер Прощания, Историческая площадь, сквер Мужества, площадь Борцов Революции – не правда ли, говорящие названия? И каждый раз это не просто административный адрес, но и скульптурная композиция, памятный знак или тематическая группа.
А ещё в городе множество мемориальных досок, памятников, барельефов, цель которых всё та же: запомнить, не позволить забыть.
Возникло ощущение, что тюменцы вообще очень серьёзно относятся к сохранению памяти о людях, не только отдавших жизнь, но и просто внесших вклад в развитие края.
Памятник Текутьеву, купцу 1 гильдии, предпринимателю и меценату, почётному гражданину Тюмени. Крупная фигура спокойно сидящего мужчины. Историческая справка гласит: «Занимал различные общественные должности. В 1899-1911 гг. выполнял обязанности городского головы. В 1890 г. на свои средства построил здание первого городского театра и содержал его 26 лет, до своей кончины. Построил в городе двухэтажную каменную больницу на 128 мест. В 1899 г. открыл школу и библиотеку».
Строгая высокая стела на Исторической площади, посвящённая погибшим в Великой Отечественной. Она установлена в 1968 году.
Ещё один старый памятник – Павшим борцам революции - вооружённые рабочий и крестьянин под красным знаменем. Эта скульптурная группа появилась на одноимённой площади в 1957-м и изначально была изготовлена из крашеного гипса. Через десять лет её заново отлили из чугуна. В таком виде существует и теперь.
Необыкновенно трогательный памятник учащимся школ города Тюмени, не вернувшимся с войны, установлен в 1991 году в сквере Прощания. Юноша в шинели и провожающая его босая девушка. Они ещё рядом, но война уже разделила их, оттого и разведены взгляды и направлены будто бы сквозь друг друга. Что там за расставанием? Удастся ли свидеться вновь?
Железнодорожникам фронта и тыла посвящена совсем молодая композиция. Уникальная металлическая арка с колоколом и украшенными скульптурными рельефами колоннами появилась в последний день сентября минувшего года, то есть всего за пару месяцев до нашего приезда.
В чём уникальность? Дело в том, что создан памятник из настоящих рельсов, привезенных из разных областей России, как охваченных когда-то боями, так и тех, куда враг не дошёл. Так екатеринбургские авторы подчеркнули масштабность вклада в общую Победу всех, кто работал на железной дороге, и не только в Тюмени.
Скульптуры, посвящённые погибшим пожарным и пограничникам, десантникам и жертвам радиационных катастроф, труженикам тыла и нефтяникам, героям социалистического труда и учёным, авиаторам и погибшим сотрудникам МВД.
Конечно, удалось увидеть далеко не всё – мы охватили взглядом лишь малую толику, но то, что увидеть успели, удивило своей нетривиальностью, эстетикой и глубинным чувством, которое вызывает. Галина Каюмова
Если в городе есть река, набережная почти всегда становится одной из самых ярких достопримечательностей. Тюмень, раскинувшись по берегам Туры, не стала исключением.
Мост Влюблённых, куда обязательно приезжают молодожёны и туристы, можно сравнить с придорожным камнем на распутье: «Направо, пойдёшь, налево пойдёшь…» Терять ни жизнь, ни коня не придётся, зато увидеть можно много.
Сам по себе вантовый пешеходный мост вполне обычен: нет у него ни экзотической формы, ни фантастической ковки на перилах, ни охраняющих его покой царственных львов, но при всём при этом он всё равно обладает каким-то магнетизмом. Как «все дороги ведут в Рим», так все пути Тюмени, так или иначе, ведут к мосту Влюблённых.
Стоя на середине моста, обдуваемый пронизывающим ветром, чувствуешь, как резонирует покрытие под ногами и тебя слегка покачивает, словно внизу не твёрдая поверхность, а шаткая платформа на стыке вагонов поезда. Наверное, летом нет этого ощущения чуть зловещей и вместе с тем притягательной магии, которая заставляет сердце ёкать и сладко замирать, зима же делает пространство иллюзорно шире, а человека в какой-то мере беспомощнее.
Один из берегов заметно круче. Тут раскинулись в классической строгости арки Гостиного двора, старинное здание Городской Думы и корпус Строительной академии, бывший когда-то Коммерческим училищем Колокольникова.
С моста открывается вид сразу на три святыни: золотятся вдали купола Свято-Троицкого мужского монастыря, белеют стены Крестовоздвиженской церкви, а перебравшись на другой берег, выйдешь к Вознесенско-Георгиевскому храму.
Внизу на приколе у пристани стоят катера, готовые пуститься в путь, как только оживёт закованная в лёд вода.
Вдоль спящей реки, похожей на расстеленный для отбеливания льняной холст, тянется строгая набережная: ведущие вниз ступени, ровные ряды фонарей, почти занесённые снегом лавочки.
Летом береговой склон покрыт густой травой – сейчас это белая пустошь, на её фоне, словно прочерченные углем, темнеют скульптуры.
По сути, вся опорная стена – небольшой музей под открытым небом. Здесь в своеобразном бронзовом комиксе нашла отражение краткая история покорения и освоения Сибири. Тематические барельефы, информационные доски и памятники можно воспринимать фрагментарно, а можно соединить в интересную летопись.
Даже частично запорошенные они привлекают внимание массой любопытных деталей. Уверена: будь хоть чуточку теплее, мы бы застряли возле каждой фигуры или картины надолго, но дуэт мороза и ветра не оставил никаких шансов на промедление, поэтому и фотосъёмка велась, движимая скорее азартом, чем чувством эстетического наслаждения. А посмотреть было на что!
Перед входом на мост Влюблённых расположилась бетонная плита с фреской, выполненной в стиле советского агитплаката. Изображение похоже на чёрно-белую фотографию военных лет с ярко-красным знаменем и такой же красной надписью: «1 мая 1945 года советские солдаты водрузили знамя над Рейхстагом».
Скорее всего, выбивающийся из общего стиля элемент имеет отношение не столько к самой набережной, сколько к Исторической площади, расположенной как раз напротив, и появилась плита в то же время, что и устремлённая в небо памятная стела, впрочем, и мост построен в 1985.
Объект у соседних перил к мосту имеет непосредственное отношение. Это скамья примирения. Место для неё выбрано весьма символичное: любви без размолвок не бывает, но уж если пускаться вместе в путь через реку, то разногласия лучше оставить на берегу.
Тюменская набережная четырёхъярусная. Говорят, что такой в России больше нет. Высота благоустроенного для прогулок склона двадцать пять метров. Один из участков (всего их три) предлагает экскурс в историю, который уже упоминался.
Бронзовая плита, напоминающая фрагмент наскальной живописи: люди в шкурах, вооружённые камнями и копьями, добивают попавшего в ловушку мамонта. Оказывается, первое появление людей в Сибири относится к XIX-XYIII тысячелетиям до нашей эры. Ингальская долина – крупнейшее археологическое открытие. Удивительные артефакты долины являются ровесниками Стоунхенджа и старше пирамиды Хеопса. Об этом сообщает сопроводительная табличка.
Из следующей бронзовой памятки узнаём название предшественницы Тюмени – Чинги-Тура. Рядом в качестве иллюстрации барельеф со сценой из кочевой жизни.
Ещё одно остановленное мгновение – покорение Сибири дружиной Ермака.
Очередное изображение обретает объём – это памятник Сибирским картографам. Центральной фигурой композиции является Семён Ремезов - картограф, историк, архитектор и географ. Именно он по поручению российского правительства создал знаменитый «Чертеж земли Сибирской» - первый русский географический атлас.
Затем мы видим панораму старого города и венчающую её скульптурную группу: два горожанина под аркой с памятным знаком: «Лета 7093·1586 года поставлен город Тюмень».
Довольно необычный памятник – Великим Камчатским экспедициям. Устремлённая вперёд фигура мореплавателя, офицера русского флота, капитана-командора Витуса Беринга и вознесённый на постамент парусник.
Снова барельефы. На этот раз на них городские сценки и бытовые картины, посвящённые развитию ремёсел. Строгая статистика 1885 года подытоживает изображённое. Отсюда узнаём, в частности, что в Тюмени 1870-го число жителей 14408 душ, две колокольных, одна спичечная, 67 мыловаренных фабрик, пятьдесят две кузницы, судоверфь и городской общественный банк. Ну а куда же без банка?
Рельефные картины – настоящие произведения искусства. Стоит взглянуть на позы персонажей и выражение их лиц, вдуматься в сюжет и почувствовать движение в бронзовой статике, сомнений не остаётся: иллюстрировали сибирскую историю талантливые художники.
Две мужские фигуры, приветствующие пароход, – памятник «Первому судостроительному заводу в Сибири». Это персоны исторические: инженер Гектор Иванович Гуллет и купец Игнатов.
На этом короткое путешествие в прошлое заканчивается, а следующий участок набережной, условно названный университетским, окунает в повседневную жизнь учащейся молодёжи.
Под полукруглыми арками чуть выше прогулочной зоны, в межлестничных проёмах скульптурные группы.
Персонажи первой из них одеты в платья XIX века. Это профессор с двумя студентами, юношей и девушкой. В руках у юноши книга. Книги лежат и на маленьком столике. На ладони у профессора песочные часы. Наверное, они символизируют скоротечность времени – пара «ученик - учитель» под следующей аркой, благодаря современным гаджетам, не вызывает сомнений: мы в современности. Рука профессора лежит на калькуляторе, студент, одетый в спортивную куртку, держит мобильный телефон.
Пока скульптурных групп студенческой тематики только две, но, говорят, планируется создание новых.
Двигаясь вдоль реки, мы замёрзли так, будто и впрямь проделали путь от мамонтов до современной электроники. Впереди были мост Челюскинцев и Царская пристань (Императорский причал) и ещё много красивого и интересного, однако мозг был в состоянии посылать лишь один сигнал: «Дайте согреться!»
Стремительно поднявшись по лестнице, мы очень удачно оказались у ресторана «На Царской», где закончили знакомство с набережной за горячим глинтвейном.
Теперь я запоздало понимаю, что своё название ресторан, скорее всего, и получил, благодаря Царской пристани, что от нового знания нас отделяло буквально несколько шагов, но тогда к реке мы больше не вернулись, привлечённые резными домиками и красивым сквером. Думаю, что не вернулись бы, даже точно зная, что именно ждёт за поворотом: согревшись, старались, чтобы внутренних запасов тепла хватило на дольше, а объять необъятное всё равно невозможно. Галина Каюмова
Улицы Пушкина, Гоголя, Чехова есть едва ли не в каждом городе. Этим никого не удивишь. Тюменцы пошли дальше: у них есть свой Цветной бульвар. И цирк. Цирк на Цветном бульваре. Как в Москве. Только не спешите возмущённо обвинять автора идеи в отсутствии фантазии, потому что, кроме названия и цирка, тюменский бульвар не имеет с московским ничего общего. Пожалуй, в этом даже есть какая-то дерзкая ирония: Цирк на Цветном. Сами с усами. Не лаптем щи хлебаем.
Центральные улицы города клубочком сплетаются именно здесь, на Цветном бульваре. Увиденный однажды, он манит снова, незаметно вбирая в себя и ближайшие окрестности: всё, что рядом, начинает восприниматься как органичная его часть, даже если имеет совершенно другой адрес.
Это одновременно и красивый сквер, и место для неспешных прогулок, и парк аттракционов, и широкая пешеходная полоса, соединяющая кафе, офисы, магазины.
У начала бульвара широкая входная арка. Если днём она привлекает строгим изяществом и кажущейся простотой, то вечером, благодаря искусной иллюминации, превращается в таинственный полог, приоткрытый для путешествий, продиктованных магией вечера.
Относительно небольшое пространство разбито, тем не менее, на пять тематических площадей: площадь Искусств, Фонтанную площадь, площадь Влюбленных, Цирковую и Спортивную. Каждую из них отличает какой-то атрибут, который и дал название.
Здесь мы увидели сидящих на цветке металлических бабочек, собранный без единой заводской детали мотоцикл, изготовленный при поддержке байк-клуба «Сибирские ястребы». На занесённом снегом газоне обнаружилась едва различимая в сугробе палитра с кистями.
Недалеко от входной арки гуляющим предлагали поучаствовать в своеобразном аттракционе – посетить то ли чум, то ли юрту (уж не знаю, как правильно назвать временное сооружение), чтобы попробовать блюда национальной кухни и прослушать небольшую сопроводительную лекцию об истории и быте северного народа. За полог мы заглянули, но ни кухней, ни развлечением не соблазнились, справедливо рассудив, что вряд ли данное действо имеет к Тюмени прямое отношение. Разложенные рядом сувениры, к большому неудовольствию хозяйки, я всё же сфотографировала, но чтобы запечатлеть саму хозяйку или её наряд, надо было расстаться с какой-то денежкой.
Самый большой в городе фонтан «Времена года» почти в центре бульвара. Четыре фигуры, каждая из которых символизирует один из сезонов, стоят у опор купола из цветного стекла. Летом – необыкновенное зрелище: струи воды под музыку меняют форму, а подсветка придаёт им различный цвет. Зимой водного шоу, конечно, нет, но дождём струится иллюминация, что тоже очень красиво.
По обе стороны от фонтана на достаточно большом расстоянии друг от друга в боковых крыльях Цветного бульвара разместились две скульптуры: «Флейтистка» и «Нежность». Выполненные в одном стиле, они прекрасно дополняют друг друга. Изображения весьма абстрактны, без прорисовки деталей, но человек похож всё же на человека и сомнений в видовой принадлежности не вызывает.
Площадка, в центре которой находится «Нежность», получила название «Площадь Влюблённых». Есть даже примета: на счастье девушку надо обнять. Действительно ли статую заключают в объятия, наблюдать не довелось. Есть ещё одна вещь, оставшаяся для меня загадкой: все описания твердят, что скульптура изображает обнажённую девушку с запрокинутой головой. Я же, сколько ни смотрела, упорно видела тело, целомудренно прикрытое свободным долгополым платьем с длинными широкими рукавами.
Внимание привлёк большой каток. Может, и прошла бы мимо, не останавливаясь, если б не лебеди. Так и не смогла понять, это фонари или просто изыск дизайнерской мысли. Поначалу я решила, что они ледяные.
Говорят, что именно на Цветном бульваре обычно самые красивые ледяные скульптуры в городе. В этот раз мы увидели здесь лишь одну: поздравление с новым годом от компании «РН-Уватнефтегаз», фасад её офиса выходит как раз на бульварную площадь Влюблённых.
Аист в гнезде – манок для счастья. Не улетит: застыл, воплощённый в стекле и металле.
Парк аттракционов. Классическое колесо обозрения. Карусель с лошадками. Она приехала в Тюмень из Японии. Детально с комплексом парковых развлечений, конечно, не знакомились, а вот мимо этих лошадок трудно было пройти: есть в них что-то из детства, старых фильмов и добрых книжек с картинками. В эпоху минимализма и технологических решений не в каждом парке такое встретишь.
Есть ещё одна лошадка, уже не карусельная, - золотой пони. Это не просто скульптура, выполненная в натуральную величину. Международной наградой «Золотой пони» тюменский парк был награждён в 2014 году «за выдающиеся результаты в популяризации паркового отдыха, постоянные инвестиции в развитие новых форм развлечений и заботу о безопасности посетителей». Как только скульптура появилась в парке, народ тут же придумал счастливую примету: надо потереть лошадке лоб.
Неподалёку от «вольера» золотого пони, рядом с цирком, публику развлекает троица популярных клоунов. Бронзовые Юрий Никулин, Олег Попов и Карандаш со своей собачкой составляют композицию «Трио».
Внутри кольца, образованного фигурами, лавочка и стул с наброшенным на спинку кафтаном. Под стулом – пара ботинок. Логично было бы предположить, что это обычный клоунский наряд, оставленный в гримёрной. Оказалось, однако, что перед нами памятник человеку-невидимке.
Ненайденными остались бронзовые тапки с надписью на коврике «Чисто, как дома». Читала, что вандалы однажды уже отковыривали цветной металл от асфальта, но на этот раз, скорее всего, обувь просто скрылась в одном из сугробов. Зима же. Снежно. Хватает дворникам работы. Может быть, я просто не обращала внимания, но никогда раньше я не встречала за работой столько дворников разом. И впервые увидела, как расчищают скамейки при помощи воздушной струи направленной из сопла переносного приспособления.
Тюменский ЦУМ, хоть и не является частью Цветного бульвара, всё равно воспринимался с ним в совокупности. Сюда мы бегали греться. И любоваться новогодней сказкой.
Праздничные витрины, манекены, наряженные в красные колпачки с белыми помпонами, Дед Мороз и Снегурочка у эскалатора, огромная ёлка и множество маленьких ёлочек, тематическая ярмарка, созданное из новогоднего антуража платье для фотосессий – всё это создавало восхитительное настроение, давало силы для нового марш-броска по морозному городу.
Тюмень центральная – это особняки и общественные здания, построенные сто, а то и двести лет назад. Деревянные и каменные, с замысловатыми виньетками резных наличников и лепниной, отделанные рустом, с балкончиками и без них, они привлекают внимание необычной для нашего времени архитектурой. Помимо адреса, это почти всегда имя. Торговый дом Колокольниковых, дом частного поверенного Попова, усадьба Машарова…
Даже сквозь заплатки современных рекламных баннеров и новые вывески именитые дома являют миру свой характер и уникальное лицо.
Сельскохозяйственная академия. Здание одновременно нарядное и строгое. Высокие окна под арками, ризалит с аттиком, высокие ели перед парадным входом. Когда-то здесь размещалось Александровское реальное училище – первое среднее учебное заведение в городе, ставшее одним из лучших в России. Эти стены помнят многое. Здесь учились партийный деятель и дипломат Леонид Борисович Красин, писатель Михаил Пришвин, советский разведчик Николай Иванович Кузнецов (памятник герою установлен во внешнем парадном дворе), первый в истории здравоохранения области врач-педиатр Станислав Карнацевич. В годы войны именно здесь временно находилось перевезённое из московского мавзолея тело Ленина.
Прямо напротив ещё одно историческое здание – бывшей почтовой конторы, построенное в девятнадцатом веке в стиле классицизма. Оно используется по назначению: до сих пор тут находится отделение «Почты России». Память о прошлом хранит и ресторанчик с подчёркнутой почтовой тематикой. Он так и называется – «Почта». «Глоток прошлого в комфорте настоящего» обещает слоган у входа.
Дом Князева. Согласно исторической справке, это один из лучших каменных особняков Тюмени. Знаменито строение тем, что здесь родился известный поэт 1910-1930-х годов Василий Васильевич Князев, называвший себя «красным звонарем», о чём свидетельствует мемориальная доска. Очень красивый двухэтажный дом, яркий образец «дворцовой» эклектики.
У здания интересная история: «В начале века это было самое высокое «гражданское» сооружение в Тюмени. Жители ближних улиц ходили сюда по воду: её отпускали по копейке за ведро. Тут же, из длинного корыта поили лошадей – на них в Тюмени ездили до 1950-х гг. Водонапорная башня служила городскому водопроводу до 1965 года. В 1966 году в ней был открыт детский клуб «Дзержинец»».
Самое удивительное то, что клуб находится здесь по сей день. За право оставаться в стенах старой башни развернулась настоящая борьба с чёрными рейдерами.
Городская баня. Необычность сооружения в его круглой, как шайба, форме. Построенная в стиле конструктивизма в 1930 году, баня исправно исполняла свою функцию до 2000 года. Подвозивший сюда таксист рассказал, что недавно всем городом решали, сносить её или нет. Пока стоит. Оставили. Отстояли. А ведь хотели на её месте возвести двухъярусную парковку. Кому-то очень выгодно было изъять строение из реестра архитектурных памятников, но поднялась народная волна.
Граница веков в центральной застройке едва различима.
Купеческие усадьбы соседствуют с яркими образцами сталинского ампира и советского неоклассицизма, сохранившими барельефы и вывески, впечатанные в камень: «Дом Советов», - гласит надпись на здании областной Думы, построенном полвека назад.
Современные многоэтажки и новые торговые и офисные центры удачно вписываются в общую картину, не внося в неё дисгармонии.
Можно просто шагать по городу, вглядываясь в разноликие фасады, словно двигаясь из прошлого в настоящее, и пытаться угадать, на каком именно отрезке истории находишься сию минуту.
Современные здания заявляют о принадлежности к новому времени в первую очередь высотой. Если говорить о жилых домах, то это привычные всем строгие формы и однотипные застройки.
Иногда даже подобная однотипность привлекает внимание необычностью какого-то элемента. Например, новый микрорайон недалеко от нашего отеля притягивал взгляд ровными рядами узких многоэтажек, расположенных в заметно различимой строгой последовательности. Даже не знаю, с чем сравнить увиденное. Вроде ничего необычного, дома и дома, как везде, но цветные фрагменты оформления, нарочитая одинаковость сразу большого количества зданий, построенных одновременно, придавали микрорайону узнаваемость и сдержанную красоту. Особенно вечером, когда включалась подсветка, объединяющая все высотки единым рисунком. Издали очерченные линиями огней крыши и верхние части стен отдельно стоящих домов, сливаясь, напоминали зубчатую ограду какого-нибудь средневекового замка.
Иногда мы наблюдали сплетение новых материалов и современных технологий с элементами архитектуры прошлого. Таков городской Дворец бракосочетания.
Зеркальные тёмные стёкла, занимающие значительную часть стен, огромный цветной витраж над центральным входом и вместе с этим усечённый угол, обращённый к перекрёстку, чуть выступающие эркеры в симметричных боковых крыльях, высокая арка.
Пятиэтажный дом, где разместилось одно из отделений компании «Ростелеком», выглядел бы типовой скучной коробкой, если бы не цветная плитка по фасаду и не синяя ассиметрично расположенная вертикальная полоса с логотипом всё из того же зеркального стекла.
Стекло в оформлении встречается довольно часто. Иногда оно создаёт необычные композиции. Такие, как огромный шар около ресторана «Счастье». Судя по всему, шар, водружённый на треногу, является не только декоративным элементом, но и функциональной частью ресторана, соединяясь с основным помещением внутренним переходом. С виду очень напоминает космический корабль пришельцев. Наверное, счастье, как и истину, нужно искать «где-то там».
Мозаичные панно или фрески, изображающие доблестный труд, остались на торцах зданий отголоском ударных пятилеток.
Встретился нам и стилизованный под старину «новодел».
О здании Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа уже сейчас говорят, что оно претендует на то, чтобы стать достопримечательностью, памятником современной архитектуры. Два корпуса-близнеца с центральным сооружением, оснащённые фронтальной подсветкой привлекают внимание не только вечером. Вечером же за сменой цветных световых переходов можно наблюдать бесконечно долго.
У нас не было цели знакомиться с особенностями новейшей тюменской архитектуры, но если замечали что-то интересное, необычное, мимо, конечно, не проходили.
С большим интересом мы разглядывали то, что принято называть городской скульптурой.
Иногда это были отдельно стоящие фигуры, иногда неотъемлемая часть сквера или парка.
Александровский (Загородный) сад покорил своим ажурным изяществом. Думаю, что и летом, когда графический монохром сменится буйством зелени, это место останется царственно – величественным и прекрасным.
Заложенный ещё в 1851 году, сад испытал множество метаморфоз, в том числе и потерю значительной части своей территории, какое-то время был заброшен, но вернул былое великолепие. Его особый антураж составляют круглый фонтан, ротонда и несколько парковых скульптур, созданных уже в наше время, но воссоздающих дух Александровской эпохи.
На скамейке сидит отдыхающая девочка, чуть поодаль, опираясь на зонты-трости, остановились для беседы дамы на прогулке. Мальчик присел на ступеньки рядом с размышляющим о чём-то гусаром.
Две металлических конструкции – цветок верности и павлин – несколько выбиваются из общего настроения, но картины не портят.
Мы кружили по заснеженным аллеям достаточно долго и покинули сад с ощущением разбуженной нежности и лёгкой ностальгии.
Очень трогательным и милым, вызывающим щемящие чувства, является в Тюмени «Памятник бездомной собаке».
Бронзовая фигурка с протянутой к прохожим лапой сидит неподалёку от «ЦУМа» рядом с оживлённым тротуаром и смотрит на людей преданными глазами. Может быть, собачий взгляд и не проникал бы прямо в душу (мало ли на улицах собак), если бы не надпись: «Полюбите собаку безродную, одинокую, бездомную!..» и миска с отверстием для пожертвований.
Скульптура совсем мала, всего сорок пять сантиметров в высоту, но в сугроб не превратилась – снег с неё заботливо счищают, освобождая от заносов и надпись.
Примерно в квартале от одинокой дворняжки резвятся кошки.
«Сквер сибирских кошек» невелик. Это всего три скульптурных группы, но сколько же позитивных эмоций они вызывают!
Карабкающийся по косяку котёнок, снисходительно взирающая с высоты вальяжно распустившая хвост кошка, сидящий на задних лапах кот и ещё один, начёсывающий себя за ухом задней лапой…
Каждая из трёх композиций представляет собой какую-то сценку из жизни кошачьего семейства.
Мы бродили среди этих немногочисленных кошек, перемещаясь от постамента к постаменту и обратно, и всякий раз находили какие-то новые детали. При этом всё время улыбались. Галина Каюмова
Яркую ноту в чёрно-белый день внесло Дерево Счастья на площади Борцов Революции. После тёмных скульптур на холодной набережной оно ослепило разноцветными листьями. Даже света сразу стало как будто больше. Обычно здесь фотографируются молодожёны.
Возле Дворца бракосочетания «растёт» ещё одно дерево – Семейное.
С любопытством со всех сторон оглядели уличные музыкальные часы с четырнадцатью колоколами. Иначе их называют карильон. Согласно исторической справке, в 2007 году «спроектировал и установил часы голландский мастер Ханс Ван Дойхоген. В основном, карильон играет классическую музыку».
Около здания филармонии окинули взглядом изгибы Арфы.
Задержались в сквере Нефтяников. Здесь внимание привлёк голубой глобус в чёрных руках. Руки, видимо, почернели от нефти. Почему-то я думала, что скульптура старая, однако оказалось, что установлен «Глобус» в 2014 году. Тюменская область на макете Земли обозначена нефтяной вышкой. По замыслу архитекторов данная форма должна отражать название и атмосферу сквера. Этой же цели служит и маленькая детская площадка рядом с «Глобусом». Привычные горки декорированы в соответствии с тематикой.
Со следованием тематике, только уже железнодорожной, мы потом столкнулись ещё на одной детской площадке неподалёку от вокзала.
Не совсем обычный памятник сразу целой Тюменской области. Это памятник-фонтан. Зимой он, конечно, не работает. Мы увидели только застеклённую плиту – фрагмент географической карты. В тёплое время года под стеклом льются струи воды.
В сквере Студенчества, расположенном на территории Тюменского государственного университета, мы разыскали Святую Татьяну. Скульптура совсем молодая, установлена 25 января 2015 года. А возле входа в Институт государства и права нас встретил студент-юрист в академической шапочке и мантии.
Не забыты в Тюмени и представители негероических профессий.
Возле почтамта в любую погоду протягивает прохожим корреспонденцию девушка с почтовой сумкой на плече – памятник тюменскому почтальону.
На страже чистоты стоит Дворник, отлитый из сплава латуни, меди, железа и стали.
Если изваяния дворников можно встретить в разных городах (эта фигура стала у скульпторов весьма популярной), то памятник кондуктору – это всё-таки что-то особенное.
Выполнен памятник очень интересно: бронзовая женщина-кондуктор стоит за раздвижными автобусными дверями. Автобус же нарисован на стене обычного жилого дома. Памятник является частью фасада. На ночь двери закрываются и блокируются. К сожалению, их закрыли и на новогодние каникулы, поэтому увидеть работницу транспортной компании мы смогли только через дверное стекло.
Перечисленные скульптуры – это те, что мы успели увидеть. На самом деле их гораздо больше. Среди оставшихся за кадром земский врач и Распутин, жирафы и лосиное семейство, инспектор ГАИ и сантехник, Доктор Айболит и башмак скаута, русские солдаты 1812 года и много чего ещё.
Что ж, хороший повод приехать в Тюмень ещё раз. Галина Каюмова
В самый первый и самый морозный день, оказавшись рядом с драматическим театром, мы забежали туда погреться. Наудачу спросили в кассе о билетах. Словно специально для нас освободилось два места в восьмом ряду. Так и получилось, что Тюменский драматический увидели не только с улицы, но и смогли оценить его внутреннее убранство и получить удовольствие от просмотренной комедии.
Это уже не первое здание, где театр размещается. Сохраняя во внешнем облике классические формы, здание оснащено в соответствии с современными требованиями.
Прекрасные холлы, высокий потолок, маленькие уютные уголки для отдыха. На первом этаже мемориальные доски, посвящённые актёрам театра народному артисту РСФСР Петру Вельяминову и народному артисту СССР, лауреату государственных премий СССР и РСФСР Евгению Матвееву.
На стенах второго этажа фотопортреты ныне действующих актёров.
В качестве оформления использованы изделия тюменских умельцев и художественных фабрик. Получилась замечательная выставка. Скорее всего, проведение всевозможных выставок – традиция. В этот раз зрителям было предложено любоваться текстилем: от панно, созданных в технике пэчворк, до тряпичных кукол.
«Тенор на прокат» - так назывался спектакль, который смотрели.
Если поначалу действие показалось слегка затянутым, то потом события стали развиваться стремительно, представление захватило.
Яркие впечатления от игры харизматичных актёров, удовольствие, полученное от выставки в театральных фойе, эмоциональный подъём после прогулки по вечерней площади возле театра – всё это добавило красок в атмосферу и без того насыщенного дня. Галина Каюмова
Посещение термальных источников было одной из главных целей поездки. Среди нескольких выбрали один – «Советский», ранее известный как «Дикий» или «Дальний». Выбор был продиктован ценой и информацией о том, что именно «Советский» самый натуральный. Вода там, действительно, бьёт из природной скважины и не подогревается искусственно.
Отдалённость поначалу создала проблему: мы не сразу нашли таксиста, готового туда везти.
Низкая температура воздуха добавила проблему психологического плана: в минус тридцать не очень-то хочется выбираться из надёжного пальто, а представить себя в купальнике и того труднее.
В день приезда мы собирались с духом, а на следующий, к вечеру, вылазка к бассейну с горячей минералкой всё же была назначена.
Как по заказу, на улице заметно потеплело, аж до минус двадцати шести. И всё равно волновались. В борьбе между лёгкой боязнью и любопытством победило всё-таки любопытство.
Судьба словно испытывала нашу решимость: машина, приехавшая по договорённости, сломалась, а за другую заломили такую цену, что поневоле засомневаешься.
За твёрдость в своих желаниях были вознаграждены и приятным водителем, и массой новых острых ощущений.
Из интереса замерили расстояние. От отеля до места оказалось пятьдесят пять километров.
У въезда на территорию шлагбаум и невысокое здание. Здесь расположилась касса и, видимо, недавно отстроенная гостиница на несколько номеров.
Вокруг высокие ели и дорожка среди сугробов.
Такса вполне демократичная: триста рублей за сутки пребывания. Отсчёт суток начинается с момента приобретения билетов. Есть маленький пунктик: если покидаешь территорию, входной билет надо покупать снова.
«Ну и куда нам теперь?» - спросили у кассирши, видя перед собой только снега и лес. Та лениво махнула рукой в неопределённом направлении: «Идите на пар».
Заблудиться и в самом деле оказалось трудно. Дорога, петляя между деревьями, уверенно вела в сторону густого облака, висящего в морозном воздухе. Чем ближе подходили, тем плотнее оно становилось.
Навстречу длинными прыжками пронеслись полуголые мужики, вокруг бёдер обёрнутые полотенцами. «А-а-а, пока добежишь, всё отморозишь», - только это и успела расслышать. Куда дядьки неслись вскачь, не знаю, возможно, к одному из вагончиков, но стало отчего-то весело и уже не страшно.
До бассейна дошагали очень быстро. По периметру раздевалки: тёплые и обычные крючки на стене для одежды и полотенец.
Удивительно, но мы решились не только расстаться с тёплыми вещами, но и пофотографировать обледеневшую крышу, заснеженный периметр, висящий над водой пар и друг друга.
Прыгая по снегу в купальниках и резиновых тапочках, словно забыли, что на улице вообще-то глубокий минус. Видимо, начал свою работу выброшенный организмом адреналин.
Когда спускаешься с мороза в горячую минеральную воду (температура источника приблизительно 45 градусов), ощущения возникают непередаваемые. Это и охватившая эйфория, и табун мурашек, устремившийся вверх от кончиков пальцев, и волнами разливающееся тепло.
Волосы, выбившись из-под шапочки, мгновенно покрывались инеем. Лицо, чтобы согрелось, приходилось обтирать тёплой водой. Вокруг бассейна вышагивали одетые в пуховики сотрудники, сверху на голые плечи сыпал снег. Вот этот-то букет контрастов и придавал неповторимость моменту.
Горячая ванна под звёздным небом среди выстуженных белых берегов, что может быть притягательнее!
Восторг был настолько сильным, что решили сразу и безоговорочно: «Завтра едем снова!»
И ничего, что это «снова» оказалось ближе к полуночи, после театрального спектакля и вечерних огней моста Влюблённых, тем ярче были эмоции.
Ярче, но вместе с тем спокойнее.
Мы уже смаковали каждую минуту.
В связи с поздним часом, народу было совсем немного, и это дало возможность исследовать источник вдоль и поперёк, открыть для себя зону джакузи, ряд гидропушек и участок, максимально приближенный к скважине, где выдерживать температуру воды практически невозможно, настолько она горяча.
Едва один день сменился другим, мы покинули «Советский», унося с собой самые лучшие воспоминания.
В номере стойко утвердился запах минералки. Минеральной водой ещё долго пахли гладкая кожа и ставшие необыкновенно шелковистыми волосы. Галина Каюмова
Покорённые йошкар-олинской «Йошкиной кошкой», мы и в Тюмени хотели отыскать что-нибудь уютное, с хорошей кухней и приятной атмосферой. Многочисленные «КFC» и «Центральный Дом Еды» (по сути тот же магазин фастфуда) были отметены сходу. В зимнюю стужу хотелось всё-таки полноценного горячего обеда, а не скорого перекуса.
Кафе-бар «Malina Bar» (Малина бар) полюбилось сразу. Мы по достоинству оценили вкуснейший крем-суп из брокколи с лососем. Для того чтобы согреться, выбрали глинтвейн с местным колоритом в названии - «Транссибирский экспресс», Именно сюда возвращались ежедневно из любой точки города - пообедать.
В ресторан «На Царской» зашли, промёрзнув на набережной, привлечённые приглашением на глинтвейн. Собственно глинтвейном с десертом и ограничились, потому о кухне сказать ничего не могу. Зато стильность помещения и изысканность новогоднего антуража не могу оставить незамеченными.
Картины в золочёных рамах, продуманные драпировки, зеркала, рождественские венки и свечи, еловые композиции на столиках и тумбах, украшенные новогодние ёлки с подарочными коробками – всё это отзывалось в душе светлым ощущением праздника.
Чем больше мы стремились найти что-то «менее пафосное», тем легче попадали именно в пафосное заведение.
О ресторан «Спотыкач» в буквальном смысле споткнулись. Слегка не рассчитали расстояние, обходя отрезок вдоль продуваемого берега Туры, долго петляли среди деревянных домиков и вновь возводимых высоток, ориентируясь на различимый вдали купол храма, и вдруг зацепились взглядом за вывеску.
Главную цель – согреться – ресторан не оправдал (в помещении было зябко, еду ждали долго), но оформлением порадовал.
Вышитые рушники, кувшинчики, связанные в маленькие снопы колосья и много-много разных овечек, больших и маленьких, создавали иллюзию небольшого хутора.
В ожидании трапезы этим и развлекались – фотографировали детали обстановки, рассматривая привлекательные штучки, как выставочные экспонаты.
Уже в поезде, потянувшись за расчёской, заглянула в кармашек сумочки, наткнулась на странный предмет и с удивлением выудила пластиковый номерок из ресторанного гардероба. И как я про него забыла?
Посетителей, кроме нас с Леной, не было – оделись и вышли, а бирка с фирменным логотипом осталась в сумке. Такой вот неожиданный сувенир - память о тюменских обедах в интерьере. Галина Каюмова
Во время прогулок по городу на пути встречались храмы.
Храм во имя святого праведного Симеона Богоприимца неподалёку от водонапорной башни, маленький, аккуратный, был первым из встреченных.
Пленил красотой Знаменский кафедральный собор.
Белые с голубым стены, золото куполов, устремлённая в небо колокольня - всё это, вплетённое в ажурное полотно обнажённых ветвистых деревьев, напоминало тонкую роспись гжельского фарфора.
Когда были возле Спасской церкви, вдруг пошёл снег. Лёгкая дымка из кружащихся снежинок добавила ей очарования. Позже мы опять оказались рядом, но уже в солнечный день и с другой стороны. Я даже сразу и не поняла, что это та же самая церковь.
На Вознесенско-Георгиевский храм любовались с моста Влюблённых.
К монастырю, увиденному с того же с моста, решили подойти ближе. Это случилось в последний день тюменских каникул.
День снова выдался морозным и удивительно солнечным. Так получилось, что именно в этот день, выигрышно подчёркивающий свет и величие святых стен, маршрут пролегал мимо большинства храмов. Как будто Свято-Троицкий мужской монастырь, с которого начали путь, задал тон всей прогулке.
Монастырь поразил спокойной красотой и чувством умиротворённости. Наверное, покой и согласие с миром и должны возникать за монастырской оградой.
Мы словно ненадолго попали в место, отрешённое от повседневной суеты. Кормушка для птиц, сложенные во внутреннем дворике кресты, резной колодезный сруб святого источника, прогнувшиеся под снежными шапками еловые лапы, фонари, обрамляющие монастырские тропинки, отозвались в душе внутренним ликованием.
Нам очень повезло: мы попали за ворота Свято-Троицкого монастыря незадолго до приезда туристической группы, поэтому удалось побродить по территории без суеты, в спокойной тишине.
До сквера с памятником Святителю Филофею Лещинскому, подгоняемые морозом, к сожалению чуть-чуть не дошли – он остался немного в стороне. Галина Каюмова
Крестовоздвиженская церковь, уже виденная издали, теперь оказалась рядом. На открытой площади над рекой, на фоне синего неба, она выглядела торжественно и празднично. Дополнительной праздничной нотой была высокая рождественская ёлка, стоящая здесь же, на Никольской площади.
Одухотворённые, мы впитывали красоту храмов, перед глазами словно возникали нежные акварели лучших художников. Это чувство усилилось, когда светлые краски и позолота слились с розовыми оттенками наступающих сумерек.
Контрастировали с общей картиной только сложенные из красного кирпича католический костёл Святого Иосифа Обручника и еврейская Синагога.
Отчаянно влюблённая в лето, я не могла не признать, что именно зимой можно в полной мере постичь красоту храмовой архитектуры.
Лишённые плотного лиственного заслона, соборы и церкви открывают миру не только верхушки колоколен и сверкающие на солнце купола – они, едва прикрытые редкой сеткой тонкой ветвей, являются во всём величии.
Не отвлекаясь на буйство красок, именно прозрачным морозным днём понимаешь, насколько светлы и возвышенны обители Веры. При этом совсем необязательно быть набожным человеком – достаточно просто впустить в себя эту красоту. Галина Каюмова
В вечернем городе особая прелесть. Если же вечерние огни сливаются с праздничной иллюминацией и блеском мишуры в подсвеченных витринах, забываешь и о трескучем морозе, и об усталости – хочется любоваться городом бесконечно, открывая всё новые и новые штрихи в рисунке, казалось бы, знакомых улиц.
Световой день в январе довольно короток, поэтому вечерней Тюменью смогли насладиться сполна.
Наблюдая, как постепенно бледное полотно зимнего дня розовеет, приобретает чернильный оттенок и, не успев погрузиться в темноту, вспыхивает неоновыми вывесками, гирляндами и придорожными фонарями, каждый раз заново удивлялись и радовались.
Мы увидели светящиеся еловые веточки с шарами, закреплённые на фонарных столбах, и сверкающие контурные композиции, водопады из светодиодных нитей и опутанные сияющей паутинкой кроны. Что ни ель, то расцвеченная огнями красавица. Возле некоторых ёлок можно было стоять и стоять, пытаясь уловить момент, когда рисунок светового шоу начнёт повторяться.
Унизанное разноцветными гирляндами колесо обозрения, манящий лучистыми переходами фасад здания арбитражного суда, блеск Цветного бульвара, преломляющие искусственные лучи ледяные фигуры – всё это отдельные детали необыкновенного гобелена, сотканного тюменскими вечерами. В том числе и последним, прощальным вечером, который закончился в зале ожидания железнодорожного вокзала и растаял вместе с протяжным гудком уносящего из Тюмени поезда.