Село Перевозное было выбрано в качестве пункта назначения абсолютно стихийно: собирались еще раз посетить Воткинск и соблазнились живописным снимком деревянной купели под крутой горой.
Оказалось, что до Перевозного, не имея собственного транспорта, не так-то просто добраться: с Ижевском прямого сообщения нет. Но очень уж захотелось побывать в этом «месте силы» - именно так называют село в народе. Монастыри и святые источники привлекают сюда паломников. Организованы даже специализированные православные туры. Наши мотивы для посещения были совершенно мирскими (созерцательное любопытство и жажда путешествий), поэтому домчались до Перевозного на такси по системе «мост».
Въезжая в село, с любопытством глядели в окно и подмечали разные интересности: старые дома-особняки, зарождающееся религиозное поселение, установленный на постамент старый трактор.
Увиденное обещало интересную прогулку, но начать решили с того, ради чего и приехали - Свято – Успенского Богородицкого женского монастыря и Святого источника во имя преподобного Андроника и жены его Афанасии.
Утренняя служба уже началась. Народу в храме было так много, что удалось только у порога постоять.
Вознесенская церковь славится своими «живыми иконами», которые считаются чудотворными. Но мы их не увидели из-за людского потока, да и проявлять праздное любопытство во время службы было, по меньшей мере, неловко.
Храм открыт для посещений только во время службы. Есть на территории монастыря еще один - деревянный.
Здесь очень красиво, тихо, умиротворённо. Ухоженные клумбы; затенённые раскидистыми деревьями тропинки, уводящие куда-то вглубь. Можно было бы сделать не один художественный снимок, но под строгим взглядом монахинь возникало стойкое неудобство. Ограничились общим видом святых стен.
По соседству обнаружили памятник павшим. Скромная ограда с запертой калиткой и возвышающаяся рядом колокольня словно придавали скульптурной группе особый статус: в восприятии появилось что-то кладбищенское, лишая военный монумент парадного пафоса и одновременно наполняя общечеловеческим, привычным содержанием, вызывая в душе мысли о бренности жизни.
Спросили дорогу к источнику, нашли указатель, уточнили ещё раз и, несмотря на обещанное «не заблудитесь», всё-таки заблудились. И умудрились сделать это даже не в трёх соснах - в чистом поле.
Шагали и шагали. Судя по времени, давно уже оговоренные два с половиной километра остались позади, а нужного поворота всё не было - дорога по-прежнему вела прямо к горизонту, ничуть не приближая его. Останавливали редких автомобилистов, спрашивали, не получая чёткого ответа, снова шли.
В конце концов, решили повернуть назад и исследовать пропущенную тропинку.
Не найти источник, отшагав туда-обратно около десяти километров, было бы обидно. К счастью, всё-таки нашли.
Маленький пятачок под горой. На нём среди деревьев уместились скромное строение типа баньки с крестом над кровлей и увенчанный крестом же родник. Внутри домика - ведущие в купель деревянные ступени. На поверхности вода не кажется очень холодной, но стоит спуститься чуть ниже, сразу чувствуешь, как она обжигает.
Троекратное погружение в ледяную купель, глоток ключевой воды из Святого источника и в обратный путь.
Но теперь уже другой дорогой, которая оказалась заметно короче: буквально через полчаса мы уже были в центре Перевозного. Правда, сил на осмотр немногочисленных достопримечательностей уже не осталось - ограничились коротким отдыхом в сквере напротив Центрального дома культуры.
Обедали, как и зимой, на берегу водохранилища. Кафе «Остров» радовало солнцем, летним бризом, хорошей кухней.
Мир тесен: в воткинском кафе неожиданно встретились с ижевскими знакомыми, которые, как оказалось, тоже отдыхали после паломничества в Перевозное.
Вместо зимних кайтсерферов картину дополняли режущие воду катера с летящими следом лыжниками.
Терзавшие накануне дождливая хмарь и холод в одночасье отступили, словно специально для нас: погода баловала, солнце вместе с лимонным ломтиком плавало в чайной чашке, и я пила это солнце, подставляя лицо ветру, с пруда несущему свежесть.
А впереди было ещё две недели отпуска, поэтому ощущение приятной праздности заполняло каждую клеточку тела. Галина Каюмова
Во время зимнего визита до Преображенского храма не дошли совсем немного. Времени было мало, искать не стали, а оказалось, что были совсем рядом. В этот раз, восполняя упущенное, отправились туда целенаправленно.
Стены из красного кирпича, сводчатые окна, кованая ограда, древние могильные плиты и могучие деревья создавали ощущение средневековой готики. То ли феодальный замок, то ли русский терем не отпускал довольно долго. Мы бродили по территории Преображенского храма и вбирали в себя детали.
Воскресная школа. Иконная лавка. Богоявленский храм, который относится к Церкви Спаса Преображения. Хозяйственный пристрой. Церковь с колокольней. Высокое крыльцо входа и золочёные купола.
Затянутые мхом и травой потемневшие, уже подверженные разрушению надгробья: прямо за церковью старое кладбище. Это исторический некрополь, который отсчитывает свою историю с 1812 г. На его территорию мы уже не заходили - ограничились осмотром захоронений у церковных стен.
Еще один храм – Благовещенский собор - виден отсюда: его купола сверкают среди ветвей.
Сначала монастырь и святой источник в Перевозном, теперь церковь Спаса Преображения в Воткинске. Это отзывалось внутри какой-то особенной музыкой. А впереди было посещение еще одного притягательного места, на этот раз не духовного - светского: нас ждала усадьба Петра Ильича Чайковского. Галина Каюмова