В Тобольск через Тюмень
|
|
bez-maski | Дата: Среда, 18.01.2017, 11:00 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Тюмень знакомая и незнакомая
Прошлогодние каникулы в Тюмени оказались настолько яркими и наполненными, что казалось, впечатление о городе можно считать исчерпывающим. Даже трескучий мороз стал лишь ещё одной звонкой нотой в тюменской симфонии.
Куда-то не дошли, что-то не досмотрели, но так всегда бывает в путешествиях: объять необъятное невозможно.
Старая архитектура, набережная, Цветной бульвар, драматический театр, горячий источник - казалось бы, чего ещё, но таксист так расхваливал соседний Тобольск, и так жалко было оставленного в полушаге, что решение оформилось как-то само собой: едем снова.
Тобольск стал главным пунктом назначения (надо же расширять горизонты), но не заехать по дороге в Тюмень просто не могли.
Нынешняя Тюмень оказалась скромнее и проще, словно затаилась и перестала, по выражению одной маленькой девочки, «расперивать хвост».
Прекрасную площадь рядом с драмтеатром обнести глухим забором, и начали какую-то стройку, любимое кафе сменило целевую аудиторию, а вместе с ней интерьер и меню, праздничная иллюминация уменьшилась вдвое.
Но если город однажды проник в кровь, ты любишь его любым.
Знакомые улицы вызывали в душе щемящий отклик и были почти родными.
Большая часть времени была, в силу обстоятельств, потрачена на известные уже маршруты, и я задалась целью восполнить прошлогодние пробелы: рассмотреть детали, дойти, разыскать - фотографировала интересные, уже запечатлённые раньше, домики в поисках нового ракурса, добегала до оставленных когда-то в стороне памятников.
Вблизи были рассмотрены памятники герою социалистического труда Щербине и Владимиру Ильичу Ленину, отыскалась на площади Борцов Революции скульптурная композиция, посвященная выпускнику. И хоть студенческие годы остались далеко позади, в академической шапочке с удовольствием попозировала.
До Исторической площади прошлой зимой так и не добрались, хоть и подходили к ней с разных сторон, и оставалось лишь дорогу перейти, да, что называется, заблудились в трех соснах.
Сейчас смогла оценить по достоинству и старый особняк, в котором расположился музей, и бетонную стелу, посвященную павшим, и Вечный огонь, и сквер с видом на заснеженный овраг и дома над обрывом, и великолепный барельеф «Тюмень – победителям», запечатлевший сцены героических военных будней.
В центральной части бронзовой плиты посвящение Солдату Великой Отечественной: «Насмерть стоял под Москвой и Сталинградом. Вёз хлеб в блокадный Ленинград, горел в танке под Прохоровкой. Погибая, ты принес свободу узникам Освенцима, Бухенвальда, Дахау. Ты не вторгался в чужие пределы. Не искал славы. Ты защищал свою Отчизну. Защищал свою семью».
Двигаясь от хостела по узкой улочке частного сектора и разглядывая резные наличники на окнах, дошагали до Свято-Троицкого мужского монастыря.
Оказалось, что памятник святителю Филофею Лещинскому в прошлом году не заметили чудом. Я тогда даже церковно- приходскую школу, рядом с которой он стоит, сфотографировала. Разумеется, это упущение было исправлено.
Очень интересная скульптурная группа: проповедующий Филофей в окружении представителей народов Сибири (слева русский казак, справа – ханты и манси) Хотелось бы увидеть фигуры не заметёнными, но, если подумать, снег на косах северной девушки смотрится весьма органично.
По территории монастыря снова бродила с удовольствием. И даже посетила Троицкий храм.
Потом была Крестовоздвиженская церковь, которую тоже рассмотрела подробнее - прошла за ограду.
Оказывается, на территории храма находится действующая православная женская гимназия.
Сквозь ограду костёла Святого Иосифа Обручника тоже заглянула, чтобы скульптуру увидеть.
Поближе рассмотрела синагогу.
Новых скульптур на набережной пока не появилось, но зато поставили ларьки для продажи чая, выпечки и бакалеи и залили бесплатный каток.
И снова виртуал перетёк в реальность: в одно время с нами гостила у мамы девушка, знакомая по трофимовскому форуму.
Уроженка Тюмени, она позволила взглянуть на город и её глазами: открыла нам живописные улочки, средоточие старой деревянной архитектуры, показала единственное в Сибири круглое церковное здание с перекрытым сводчатым куполом – Всехсвятскую церковь.
Благодаря Марине, увидели причудливо расписанные трансформаторные будки и обнаружили не найденного раньше сантехника, глядящего из канализационного люка - одну из необычных городских скульптур.
Драматический театр порадовал спектаклем «Он, она, окно и покойник».
В театральных фойе сменилась экспозиция. На этот раз на стенах разместились картины тюменских художников.
Нашла я и не найденную раньше мемориальную доску, посвященную Дьяконову-Дьяченко – две других с именами артистов театра мы видели, а эта оказалась на противоположной стене.
На втором этаже расположилась временная музейная выставка с материалами из семейного архива Дьяконова-Дьяченко.
Своеобразной выставочной площадкой стала и площадь недалеко от Цветного бульвара. Здесь на уличных стендах были представлены репродукции работ Юрия Юдина и Ольги Трофимовой.
Горячий источник, ради которого, собственно, и заехали в Тюмень, удивил больше всего. Вместо обледеневшего деревянного навеса перед глазами возникло современное здание с душевыми кабинками, теплыми раздевалками с магнитными кодовыми шкафчиками, туалетами, фенами, буфетом, сауной и даже зоной комфорта.
Тюмень знакомая и незнакомая. На два дня смирившая лютые морозы, она дала вдоволь нагуляться по любимым улицам, встретиться с хорошим человеком, насладиться термальными водами и снова унести ее сердце. До новой встречи. А почему бы и нет? Так много еще осталось того, к чему хочется прикоснуться хотя бы взглядом.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Четверг, 19.01.2017, 22:58 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Тобольский Кремль «Красная площадь, Кремль», - в этот раз не о Москве. Тобольский Кремль – белокаменное чудо, сердце города, исток туристических тропинок, место, куда непременно возвращаешься, завершив одну прогулку, чтобы здесь же начать другую.
Кремль, раскинувшись над Иртышом на вершине Троицкого мыса, условно делит город на Нагорную и Подгорную части
. Соединяя мини-крепость «Гостиного двора», Софийско-Успенский собор с его подворьем (Архиерейский дом, конюшни, монашеский корпус, домик садовника), Рентерею и бывший Дворец Наместника, тобольский Кремль кажется огромным. И настолько же прекрасным.
«Во всех ты, душенька, нарядах хороша», - перефразировав это известное выражение, его можно с успехом применить и к Кремлю.
Нам довелось видеть живописные стены и в розовых сумерках, и в чернильном обрамлении рождественской ночи, и при свете дня, то солнечного, то завьюженно-хмурого. И всегда это было необыкновенно красиво.
По территории и вокруг неё можно ходить бесконечно, всякий раз открывая для себя заново то трубящего ангела над башней, то заметённые снегом Северные ворота, то притаившиеся в сумраке стены, то искрящиеся на солнце купола храма.
Что ни постройка, то история.
Архиерейский дом, например, прозвали странствующим: так часто он перестраивался на новом месте, сохраняя при этом постоянный облик, пока, наконец, после последней реконструкции не принял в своих стенах православный музей.
Четырёхстопная звонница – место ссылки углического колокола. Да, не только людям довелось пройти по сибирскому этапу.
Прямской ввоз, ведущий к Рентерее, однажды обрёл высокую деревянную лестницу, которая сразу же, будучи названной «Лестницей желаний», получила собственную легенду.
Надо подниматься по лестнице неторопливо, сосредоточенно думая о загаданном. При этом и о счёте ступеней не забывать, но обязательно в мыслях – не вслух! Если, ступив на последнюю ступеньку, получишь двести три, желание обязательно сбудется. Ну а коли сбился, никто не запрещает подняться ещё раз.
Оборонительную функцию Кремль, конечно, давно утратил, но его строения по сей день используются по назначению. Ничего не скажу про конюшни – не знаю, но в монашеском корпусе обитает братия, храм является действующим кафедральным собором, Дворец Наместника хранит екатерининский трон (в здании расположен государственный историко-архитектурный музей-заповедник), гостиный двор остаётся тем, чем был всегда, – торговыми рядами. И гостиничные номера при дворе имеются, на то он и гостиный. Назван старый торговый комплекс, правда, по-современному пафосно визит-центром.
Приехав в Тобольск накануне Рождества, с нетерпением и любопытством ждали открытия рождественского вертепа. И не разочаровались. Купол снежного грота изнутри был расписан ангелами, волхвами и звёздами. Безыскусно, но трогательно и с любовью. От горящих свечей становилось теплее.
Даже если бы ничего, кроме Кремля, не удалось увидеть, всё равно не считала бы поездку в Тобольск напрасной.
Смотреть, как плещутся городские огни под обрывом – непередаваемое по силе чувств действо.
Вот до кремлёвской смотровой площадки я так и не дошла, хоть и была от неё в нескольких шагах.
Значит, обязательно дойду в следующий раз: едва вернувшись, я уже снова хочу в Тобольск.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Суббота, 21.01.2017, 12:03 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Тюремный замок
Неподалеку от крепостных стен Тобольского Кремля, только улицу перейти, расположена еще одна крепость - тюремный замок.
Сейчас здесь находится Музей сибирской каторги и ссылки. Весьма мрачное место. Светлые снаружи и сумрачные внутри, бывшие казематы вызывают тягостное чувство.
Тюрьма тут была всегда: с XIX века почти до наших дней. Закрыли исправительное учреждение лишь в 1989 году по настоятельным просьбам горожан. Всё-таки слишком неподходящее расположение: в самом центре города, в нескольких метрах от мировой достопримечательности, посещаемой тысячами туристов со всего света. В тюремном замке содержались те, кто отбывал заключение по судебным приговорам. Он служил перевалочной базой для идущих этапом каторжан.
Эти стены видели Владимира Короленко и Николая Чернышевского. Через замок прошли Федор Достоевский и декабристы.
В настоящее время тюремный комплекс - музейная территория: в экспозиции представлены карцеры, арестантские корпуса, прогулочные дворики, подземный ход.
Одно из зданий, бывший больничный корпус, занимает Научная библиотека с Музеем уникальных книг и редких изданий.
Любителям экзотики предоставляет комнаты стилизованный хостел «Узник».
Есть на территории и храм - тюремная церковь Александра Невского.
К религиозным отправлениям в Тобольском централе вообще относились достаточно серьезно. В представленной экспозиции можно увидеть скромную обстановку молельных комнат для самых разных вероисповеданий, от иудаизма до лютеранства. Видимо, молитва, наряду с постоянным трудом, считалась одним из путей исправления.
В маленьком зале демонстрируется короткометражный фильм, снятый по материалам писем одного из заключенных, которые были найдены при реконструкции здания. Трансляция закольцована - присоединиться к просмотру можно в любой момент.
В туристических путеводителях посещать тюремные камеры с детьми не рекомендуется. Впечатление от глухих коридоров, освещенных тусклыми лампами, и впрямь тяжёлое.
Для усиления колорита в некоторые камеры и карцеры помещены условные заключённые - пластиковые манекены, облаченные в тюремную робу и создающие определённый образ: душевнобольной, вор, политический, рецидивист.
В коридоре дежурит жандарм - всё тот же манекен в соответствующем обмундировании.
Посетители могут увидеть все «прелести» одиночки или горбатого карцера, прикоснуться к усмиряющим зубцам на камерной двери или заглянуть в недра подземного перехода, по которому конвоировали заключенных.
Кое-где воспроизведена обстановка мастерских или дежурных помещений. Куда-то можно войти и осмотреться, а что-то приходится разглядывать сквозь практически слепой глазок.
Два этажа в замкнутом периметре.
Утолив первое любопытство, через некоторое время понимаешь, что при всей «ненастоящести» туристического заключения, мучительно хочется выйти. Однообразие обстановки сбивает с толку, и ты начинаешь кружить в поисках выхода, испытывая стойкое дежавю: как будто только что покинул это крыло и снова здесь.
У входа в зону предупреждающая надпись о порядке передвижения, по периметру - сторожевые мостки и будки. Кое-где даже колючая проволока сохранилась.
Заставили зябко поёжиться камеры для пересыльных, расположенные на улице. Это ряд отгороженных друг от друга запираемых помещений, которые даже крыши не имеют, только частую сетку, не защищающую ни от холода, ни от дождя и снега.
Тюремный замок, если не входить внутрь, даже красив: белые стены, кованые узорчатые ворота.
По архитектуре он гармонирует с соседним Кремлем. Но едва ли это место вызывает просветление. Покидая территорию, даже не будучи сидельцем, особенно остро и близко к сердцу принимаешь висящую над воротами надпись: «На свободу - с чистой совестью».
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Вторник, 24.01.2017, 10:24 | Сообщение # 4 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Музей Сибирского предпринимательства
Тобольский «Гостиный двор» был построен по царскому указу в 1703 – 1706 годах для того, чтобы приезжие купцы чувствовали себя в безопасности и могли вести торговлю спокойно. Здесь были комнаты для постоя, торговые ряды, кладовые, работала таможня. А над западными въездными воротами размещалась часовня.
Торговля велась с разными странами, в том числе со Средней Азией, Индией, Китаем и Афганистаном.
Именно торговой стороне жизни Тобольска посвящён музей Сибирского предпринимательства, совсем ещё молодой, открывшийся на территории «Гостиного двора» в 2015году.
Экспозиция музея невелика.
Осмотр начинается под пристальным взглядом таможенника. Пластиковый манекен в напудренном парике и форменном камзоле смотрит на вас так, что хочется признаться даже в тех грехах, которых не совершал. На столе разложены карты, свитки, письма.
На стенах тоже карты - схемы торговых путей и планы города.
В витринах предметы быта, посуда, текстиль, инструменты - словом, все то, чем велась торговля.
Воссозданы фрагменты купеческих интерьеров.
Материалы, представленные посетителям, отражают становление и развитие предпринимательства и раскрывают несколько тем: «Сибирский торговый путь», «Чайный торговый путь», «Таможня», «Сибирский торг», «Тобольск как центр Сибири XVII-XIX вв».
Часть экспозиции оформлена как ярмарочная площадь с лавками торговых домов и кукольным театром.
Здесь можно познакомиться с ассортиментом магазина Голева-Лебедева, присмотреть самовар в фирме "Ф. Деменьтев и К° ", полюбоваться бисерными узорами на прилавке Давыдовского.
Пробежавшись глазами по странице «Сибирской торговой газеты», расстанешься с иллюзией о том, что реклама - прерогатива современности.
Особое место в музее занимают непосредственные участники почти любой торговой сделки - деньги.
На стендах представлены монеты Киевской Руси и сибирские монеты Екатерины II, денежные знаки, выпущенные в разное время в результате смены императора или реформы, а также представлена Сибирь в системе международных торговых отношений.
Заканчивая осмотр, попадаешь в отреставрированную надвратную часовню.
Здесь демонстрируются иконы, церковная утварь, тексты молитв. Есть даже металлическая могильная плита, сообщающая о том, что в апреле 1858 года упокоился сын купца второй гильдии Михаил Михайлович Пелишев.
В целом музей сибирского предпринимательства - обычный краеведческий музей, быть может, чуть более тематически направленный.
Его посещение не займёт много времени, но разнообразит представление о Тобольске в частности и о Сибири в целом.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Среда, 25.01.2017, 09:46 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Имена
У каждого города есть свои имена, с которыми связана история, этапы становления и развития. Тобольск не исключение.
Музейные экспонаты, названия улиц, памятники, даже популярные сувениры шифруют в себе информацию о самых значительных для города людях. Это могут быть местные знаменитости, но иногда имена овеяны ореолом мировой славы.
Покорение Сибири Ермаком - великая и героическая страница истории. Именно здесь, на Иртыше, первопроходец погиб. В память о славных делах по соседству с Губернским музеем разбит сад Ермака, а в нём установлена высокая стела. Распоряжение о строительстве памятника атаману было отдано лично императором Николаем I. Для сборки семнадцатиметрового монумента понадобился целый год. «Воздвигнут в 1839 году», - гласит надпись (именно тогда и состоялось торжественное открытие памятника).
Скульптурное изображение покорителя Сибири встречает посетителей Дворца Наместника.
Картограф, историк, архитектор, строитель, художник, писатель Семён Ремезов - одна из самых значительных для тоболяков фигур.
В любом из городских музеев обязательно встретятся материалы, связанные с этим человеком, будь то портрет, документы или письма.
Напротив стен Кремля, построенного по ремезовскому проекту, стоит памятник этой интересной личности.
На стене гостиницы "Сибирь" висит мемориальная доска-барельеф, посвященная Ремезову, да и в интерьере, так или иначе, чувствуется посыл к известному имени.
Имя картографа носит одна из старейших городских улиц.
На улице Ремезова расположен открытый в 2008 году сквер, связанный с ещё одной знаменитостью.
Кто не знает сказочного Конька-Горбунка! Создателю популярного образа установлен памятник в сквере Ершова. Здесь же застыли скульптурами и Иван с коньком, и жар-птица, и старый царь, пробующий ногой воду в одном из котлов, и рыба-кит.
Причудливое рыбье изваяние является одновременно и интересным фонтаном с мостиком, на который можно подняться. На спине у кита раскинулся Тобольский Кремль.
Самым замысловатым, снабжённым огромным количеством любопытных деталей, является, конечно, сам памятник писателю.
Одна фигура здесь плавно перетекает в другую, а все вместе они создают неповторимую композицию.
По соседству со сквером кофейня "У Ершова".
Бродить по скверу такое удовольствие! Даже не будучи поклонником ершовской сказки, едва ли останешься равнодушным к творениям скульптора, народного художника России Михаила Владимировича Переяславца.
Есть в Тобольске ещё одно место, по которому ходить можно долго. Только вызывает оно не умиление, а чувство отрешённости, склоняет к размышлениям философского плана. Это Мемориальное Завальное кладбище, старейшее кладбище в Тобольске, памятник федерального значения. Именно здесь похоронены и Петр Павлович Ершов, и отец с сестрой известного химика Дмитрия Менделеева, и поэт Денис Давыдов, и декабристы Семёнов, Барятинский, Кюхельбекер.
На кладбище действует церковь - храм во имя Семи Отроков Эфесских. Построенный в 1776 году на средства губернатора Д.И. Чичерина, он никогда не закрывал своих дверей перед верующими.
Вдоль кладбищенской ограды разбита аллея декабристов. На ней - интересный памятник декабристским жёнам.
В центре ротонды, на ступенях, женская фигура с гордо вскинутой головой. Взгляд сосредоточен и тверд. В тридцатых годах XIX века в городе находились пятнадцать декабристов. Среди декабристок, живших в Тобольске, были Наталья Фонвизина и Полина Анненкова.
Кроме памятника, на аллее установлены барельефные изображения декабристов в разные жизненные моменты: на одном мы видим светских господ, на другом – закованные в кандалы фигуры. Своеобразным разделителем служат известные пушкинские строки: «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…»
Это то немногое, что успела увидеть, чем прониклась, едва прикоснувшись к истории прекрасного сибирского города.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Четверг, 02.02.2017, 19:56 | Сообщение # 6 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Дворец Наместника Здание Дворца Наместника входит в комплекс Тобольского Кремля. Дворец построен в 1782 году на месте Приказной палаты, первый этаж которой был сохранён при возведении нового здания.
Для чего только ни служили эти стены! Здесь размещались и Губернское правление, и Акушерско-фельдшерская школа, и филиалы средних специальных и высших образовательных учреждений, от рыбопромышленного до нефтегазового.
Сейчас это главное помещение Тобольского государственного историко-археологического музея - заповедника.
Как правило, в наших коротких путешествиях стараемся больше ходить по городу, чтобы максимально использовать световой день и смотреть на интересные места при их естественном освещении, но минус 37 сделали своё дело: мы забежали погреться.
Обычный краеведческий музей. Различаясь отдельными территориальными подробностями, они чаще всего похожи друг на друга. Вряд ли ждёшь тут какого - то откровения.
Договорились встретиться у входа через час, разбрелись по залам и ... зависли, забыв о времени.
«Музей истории управления Сибирью» - это главная экспозиция, разместившаяся на трёх этажах. Собственно истории управления, начиная с XVII века до 1917 года, она и посвящена. Её дополняют тематические - «Сибирь под покровительством Дома Романовых» и «Культура и быт сибирских татар».
Дворец Наместника, являясь архитектурным памятником и объектом музейного показа, интересен уже сам по себе, а тут ещё и воссозданные фрагменты интерьеров разных эпох.
Можно побывать в присутственных местах и гимназическом классе, заглянуть в дамский будуар или скромно обставленную комнату учёного, посетить бальную залу и удостоиться чести посидеть на императорском троне. Правда, чтобы запечатлеться на подлинном, надо немалую сумму выложить, а вот уменьшенная копия доступна совершенно бесплатно. При наличии общего разрешения на фотосъёмку, разумеется.
Большинство залов оснащены интерактивными мониторами. Здесь можно получить интересующую информацию, обратиться к истории города или конкретного экспоната и даже проверить собственные знания при помощи викторины.
Наряду с классическими стендами и шкафами есть голографическая витрина. В этот раз я увидела на ней проекции различных печатей, имевших ход на территории Сибири. Не знаю, является ли витрина обновляемой. Даже если и нет, все равно это интересно и характерно отнюдь не для каждого музея.
Скульптурное изображение атамана Ермака встречает посетителей в фойе музея. Одетый в кольчугу бородатый покоритель Сибири готов вынуть шашку из ножен. И весь он полон решимости и отваги.
Можно сказать, что именно здесь и начинается знакомство с Сибирью времён воеводского правления. Именно на это ориентирован первый раздел основной экспозиции.
Сохранена и представлена посетителям часть подлинной острожной стены IY века, обнаруженная случайно во время дорожных работ у стен Тобольского Кремля.
Демонстрируется и вход в пороховой погреб. Стены, скат, пушки – всё подлинное.
В Музее Сибирского предпринимательства я уже имела дело с суровым таможенником. Здесь несёт вахту рядом с боевым орудием ещё один персонаж. Взгляд всё тот же, проникающий в душу, - не забалуешь.
И эта фигура не единственная. Использование реалистичных манекенов - музейная особенность. Сначала я решила, что это восковые куклы, настолько детально воспроизведены черты лица и естественны позы. Но спросила у смотрителя и узнала, что все персоны пластиковые: это дешевле и практичнее.
Залы, посвящённые воеводскому правлению, отражают особенность времени - тут представлены разные виды оружия и военной амуниции.
Тематическая выставка, которая знакомит с особенностями культуры и быта северных татар, расположена по соседству с воеводскими залами. Одежда, украшения, элементы традиционного интерьера, фрагменты организации подворья - все это представлено на выставке. Рядом со сценками повседневной мирной жизни среди домашнего скарба заняли своё место витрины с оружием. Привлекает внимание надгробная плита с ханского Саусканского кладбища.
Экспонаты, рассказывающие о губернском правлении, имеют совсем иную оправу: из тускло освещённых маленьких помещений переносишься в светлые комнаты в парадном убранстве.
Портретная галерея являет миру лица тех, кто правил Сибирью в разные периоды.
Сохраняя внешние атрибуты наместнического дворца, музейные залы не только хранят экспонаты, соответствующие обозначенной теме, но и усиливают впечатление предметами обстановки.
Губернаторские палаты украшены двуглавым орлом на макете кремлевской башни и тумбой с императорским указом. Всё торжественно и официально.
Один из экспонатов привлёк внимание своей глубиной и афористичностью. Речь идёт о весах. Обычные напольные рычажные весы. Чаши уравновешены мешочками с грузом. Зависть, опала, измена на одной чаше весов, слава, деньги, власть – на другой. Поневоле задумаешься о цене избранности и богатства и о сохранении хрупкого равновесия.
Ершовская гостиная не просто воспроизводится предметами утвари, но и хранит подлинники, которые помнят своего владельца тобольского дворянина Петра Павловича Ершова.
Сибирь под покровительством дома Романовых - особые страницы в истории. То, что попал в царские палаты, ощущаешь сразу. Но вместе с роскошью и помпезностью парадной стороны удаётся увидеть человечность, уют, простоту обычного быта. Рабочий стол, вышивка на белом шёлке, розовый абажур, семейные фотографии в потертом альбоме. Альбом, что удивительно, можно перелистывать, присев на один из стульев за круглым столом.
Заканчивая осмотр дворца, попадаешь в «присутственные места», уже максимально приближенные к современности. Это представительские залы, являющиеся одновременно выставочными.
Конгресс-зал, галерея, зал сибирской геральдики, кинозал.
Есть во дворце и художественный салон. Здесь проводятся вернисажи и практические занятия по живописи. В данный момент на мольбертах были установлены картины современных тобольских художников.
Словно продолжая тему изобразительных искусств, радует посетителей коллекция изделий, вырезанных из кости. Резьба по кости - особенность сибирских народных промыслов, визитная карточка Сибири. В качестве материалов используется кость слоновая, волчья, медвежья и даже мамонта.
Сравнить костяные фигурки можно, пожалуй, с японскими нэцкэ. В миниатюрах прослеживается застывший по воле резчика сюжет и характер главного персонажа. Кроме крохотных людей, животных, бытовых сценок, представлены относительно крупные экспонаты: часы, макеты зданий, портреты.
Пройдя с первого этажа на третий по дворцовым коридорам и комнатам, словно совершаешь путешествие из прошлого в настоящее.
И это ещё не всё, чем удивит и порадует музей.
Рядом с гардеробом разместилась детская стилизованная игровая площадка «Острожек».
Чуть поодаль традиционная сувенирная лавка и музейная пряничная. Это не просто кафе - чайная. Это настоящее продолжение музея уже со своим интересными экспонатами - элементами чайных сервизов и пряничными домиками.
Здесь можно купить тобольский музейный пряник. Пряники изготавливаются по классическим древним рецептам и при помощи копий музейных пряничных досок.
Каковы на вкус? Сложно сказать. Кто-то излишне придирчивый скажет, что они пресноваты. Но это и неудивительно: продукты только натуральные, без уже привычных консервантов и красителей. В начинке клюква и брусника.
Начиная осмотр, даже не предполагали, насколько музей огромен. Забирая одежду из гардероба, не удержалась от реплики: "Мы думали, что экспозиция меньше". И услышала в ответ произнесённое с неприкрытой гордостью: "Площадь нашего здания около четырёх тысяч квадратных метров, что вы хотели".
Даже если вы предпочитаете знакомство с городской архитектурой музейным экспонатам, Дворец Наместника - это то место, где побывать обязательно стоит.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Суббота, 04.02.2017, 15:35 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Дом мастеров
«Музей сибирских промыслов и ремёсел», разместившийся в здании, которое является объектом федерального значения, совсем молодой: он открылся всего лишь год назад, в январе 2016. При поддержке администрации Тобольска совместно с мастерами-ремесленниками здесь реализуется проект «Дом мастеров», направленный на возрождение и сохранение ремёсел.
Направленность музея диктует и наполнение выставочных залов. «В рамках экспозиционно-выставочных проектов вы познакомитесь с примерами мужских ремесел и промыслов (кузнечное дело, гончарное производство, деревообработка, резьба по дереву, бондарство, бортничество, промыслы, кожевенное дело, художественная роспись), а также женских ремесел (вязание, ткачество, ковроткачество, плетение на коклюшках, прядение, пошив одежды)», - так характеризуется содержание на музейном сайте.
Возможно, со временем, всё это, действительно, будет представлено. Пока же доступные для осмотра экспонаты не отличаются разнообразием. В витринах гораздо больше образцов, созданных современными мастерами, чем вещей «с историей».
Название проекта - «Дом мастеров» – пожалуй, с уверенностью можно распространить и на весь музей. Или же воспринимать «Музей сибирских помыслов и ремёсел» как собрание традиций, техник, ремесленных школ, а не в привычном понимании. Именно коллекцией практических знаний является хранящееся в музее, а представленные в небольшом количестве предметы служат лишь иллюстрацией.
Можно стать активным участником или зрителем процесса изготовления керамической вазы или тканого коврика, валяной игрушки или сплетённого на коклюшках кружева.
Во время нашего посещения удалось наблюдать, как изготавливаются глиняные сувениры и как опытный мастер направляет руки ученика, впервые севшего за гончарный круг.
Подсмотрели, как из пучка шерсти при помощи специальных игл рождается будущая валяная игрушка.
Созданные своими руками сувениры участники мастер-классов уносят с собой. Вещи, изготовленные мастерами, можно купить в сувенирной лавке или непосредственно в мастерской автора.
На втором этаже «Дома мастеров» находится частный музей «История резьбы по кости». Туда уже не поднимались: с некоторыми образцами косторезного искусства познакомились во Дворце Наместника. Если доведётся побывать в Тобольске снова, загляну обязательно!
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Воскресенье, 12.02.2017, 13:05 | Сообщение # 8 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Губернский музей
Здание Губернского музея найти очень просто. Музей расположен прямо напротив Кремля у Никольского взвоза. Очень интересное архитектурное сооружение с датами на фасаде: 1587 – 1887. Цифры символичны. Дело в том, что именно в 1887 году, в день трёхсотлетия со дня основания Тобольска, была открыта торжественная церемония закладки фундамента будущего музея.
На официальном сайте можно узнать о том, что «Тобольский музей – один из старейших в Сибири. Он был основан 8 апреля 1870 г. секретарем Губернского статистического комитета И.Н. Юшковым. Первое десятилетие музей существовал при Статистическом Комитете Канцелярии Губернатора». Именно главный чиновник стал инициатором строительства отдельного здания.
Инициатива была поддержана горожанами. На средства горожан (богатых купцов, промышленников, чиновников, учителей) здание и было построено. Уже через два года Губернский музей принял первых посетителей.
Статус учреждения был очень высок. Работа не прекращалась даже в годы гражданской войны. Но волна переустройств коснулась и первого музея Сибири: в советское время в этих стенах в разное время размещались татарское педагогическое училище и Дом пионеров и школьников.
По инициативе Тюменского регионального общественного фонда «Возрождение Тобольска» после капитальной реконструкции музей снова стал музеем, но сначала Художественным. Позднее было возвращено его изначальное содержание.
Сегодня это объект культурного наследия регионального значения.
Недавно у входа появилась открытая карета, запряжённая двойкой лошадей. Скульптурная группа стала органичной частью ансамбля - общая картина получилась весьма живописной: прекрасное старинное здание, карета у входа, рядом сад Ермака, а вниз, под гору, ведёт Никольский взвоз.
Конечно, музей интересен не только внешним обликом, но и коллекцией, которая формировалась на протяжении трёх столетий.
Кабинет исследователя Сибири открывает экспозицию. Рабочий стол, этажерки с экспонатами, дорожная амуниция. Здесь смоделировано пространство, в котором мог работать любой учёный-путешественник. Обобщённый образ, создающий настроение.
Сразу из кабинета исследователя попадаем в зал, посвящённый работе музея в период гражданской войны, а оттуда в галерею изящных искусств, основателем которой являлся Чукомин.
Сибирь доисторическая представлена в зале палеонтологии. Здесь сразу же захватывает внимание огромный скелет мамонта.
Поражают воображение и фрагменты скелета гренландского кита, кости ископаемого носорога, скелет празубра, найденный на границе Тобольского уезда в 1916 году.
Отдельное внимание уделено коренным народам Сибири - хантам.
Здесь можно увидеть и оленью упряжку, и нехитрую обстановку национального жилища, и расшитые цветными нитями и бисером одежды.
Мне понравилось, как в тобольских музеях (не только в Губернском) обозначают границы осмотра. Вместо привычных ярких шнуров здесь используют заградительные щиты из прочного стекла, которые позволяют созданным композициям выглядеть более естественно, да и на фотографиях смотрятся эстетичнее.
Разместились в Губернском музее и экспонаты из открытого фондохранилища коллекций естественной природы.
Это не просто выставка чучел животных разных видов – в музее постарались воссоздать картинки из жизни животных в их естественной среде обитания: полярная сова ловит грызуна, волк подкрадывается к спустившейся на снег белке, орёл нападает сверху на свою добычу, бросается на косулю рысь. Рядом с редкими видами прикреплён значок Красной книги.
Конечно, наблюдать за животными лучше, когда они бегают или летают. Думаю, противников у таксидермических коллекций немало. Музейные смотрители, порой предупреждая вопросы или сожаления, рассказывают об экспонатах, обращая внимание на дату их изготовления. Некоторые чучела датированы 1891 годом.
Интерактивные элементы, использованные в музее, позволяют почувствовать себя сопричастным: можно запечатлеться, при помощи специального стенда преобразившись в бабочку или доисторического человека, а можно создать песочную картину, которая будет напоминать о вашем присутствии до тех пор, пока новый посетитель не перерисует её заново.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Воскресенье, 19.02.2017, 15:34 | Сообщение # 9 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Абалак
Рассказывая о Тобольске, нельзя не упомянуть местечко в его окрестностях.
Абалак. Это слово звучит применительно сразу к двум туристическим объектам: на берегу Иртыша раскинулся Знаменский мужской монастырь, в нескольких метрах от святой обители не так давно построена база отдыха, имитирующая сибирский острог.
Путь к Абалаку лежит через Иоанно–Введенский женский монастырь.
Посетить достопримечательности можно, присоединившись к групповому экскурсионному туру, или добравшись до посёлка на автобусе, что не очень удобно. Так как расстояние невелико, мы доехали на такси, заранее обговорив остановку около женского монастыря.
Иоанно–Введенский женский монастырь
Основанный в 1653 году, монастырь сначала был мужским и только в 1864 обращён в женский. Судьба Иоанно-Введенского Междугорного женского монастыря не безоблачна: в 1933 году он был закрыт, на его территории размещался сначала детский дом, а потом и воинская часть. Только через 65 лет работа монастыря возобновилась.
Посещение этого места не было основной целью поездки, поэтому провели здесь чуть больше двадцати минут и успели лишь бегло осмотреть территорию.
За время бездействия многие постройки пришли в упадок. Не все из них обрели первоначальный вид. Реставрационные работы продолжаются по сей день.
Церковь Иоанна Предтечи - старейший каменный храм, построенный неподалёку от сгоревшего деревянного через сто лет после основания монастыря.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм (Введенская, Богородицкая церковь) – второй храм обители.
В 1892 году был заложен каменный храм с усыпальницей, который после окончания строительства был освящен в честь преподобного Серафима Саровского.
Очень интересная восьмигранная постройка с высоко поднятым (почти на уровень окон) входом и ведущим к нему деревянным крыльцом. Опоясанная балюстрадой, церковь смотрится немного необычно.
Есть на монастырской территории ещё Троицкая церковь, но какое именно из зданий ею является, я не успела понять.
В день Рождества Христова появилось ещё одно сооружение, временное - рождественский вертеп, оформленный в виде небольшого снежного грота.
Даже короткого пребывания здесь хватило, чтобы почувствовать уединённость обители. Между тем, эти стены наполнены своей, особой жизнью: редкие встреченные монахини поздравляли с праздником и приглашали на службу. Вот шумного туристического потока не было: топовым объектом является другой монастырь, мужской, куда мы и отправились.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Понедельник, 20.02.2017, 20:31 | Сообщение # 10 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Абалакский Знаменский мужской монастырь
Свято-Знаменский Абалакский мужской монастырь, оправдывая внимание паломников и туристов со всего света, оказался и больше, и живописнее. Да и гораздо многолюднее к тому же. Среди людской толпы были и такие же любопытствующие, как мы, и те, кто пришёл для поклонения святыням.
Согласно Сибирской летописи, на месте будущего монастыря произошло явление Ермаку Святителя Николая Чудотворца.
Мы полюбовались панорамой закованного в лед заснеженного Иртыша, прошли вдоль монастырской стены, вошли внутрь и долго ходили по территории, присоединяясь то к одной, то к другой группе, чтобы послушать, что рассказывает гид.
Самым интересным сопровождающим оказался вовсе не экскурсовод, а местный батюшка, который с увлечением комментировал стеновую и потолочную роспись в церкви Марии Египетской, погружая в историю храма.
Это надвратная церковь с монастырской колокольней.
Буквально пара шагов отделяет друг от друга паперти церквей Марии Египетской и Николая Чудотворца. Никольский храм имеет крестообразную форму и декорирован в формах барокко.
Рядом с Никольским храмом был устроен рождественский вертеп – традиционная для этих дней постройка.
Золотые звезды на голубом фоне украшают Собор Иконы Божией Матери Знамение.
Знаменский собор с массивным восьмидольным куполом, церковь Преподобной Марии Египетской с башней колокольни, Никольская церковь являются единым замыслом выдающегося тобольского зодчего Корнилия Михайловича Переволоки.
Между Святыми вратами и Храмом Марии Египетской на монастырской стене под кованым куполообразным козырьком интересная мозаичная икона, посвящённая Святому летописцу Нестору.
Есть на монастырской территории небольшой пруд. Это очень красивый уголок. Но сейчас, когда вода скрылась под толщей льда и снега, трудно было оценить его красоту в полной мере: я даже и не знала, что небольшая площадка среди деревьев является прудом.
Сохраняя старые стены, монастырь продолжает своё развитие: в 2010 году был основан, а в 2013 построен Храм - часовня в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
Он находится в отдаленной части монастыря, из-за своей отдаленности и новизны менее привлекателен для посетителей - людей здесь почти не бывает. Но, может быть и такое, что просто зашла туда между людскими потоками.
Это небольшая кирпичная церковь. Одноглавый четверик с алтарем и притвором.
Она имеет подземелье, где оборудована костница с детскими черепами, найденными во время реконструкции и восстановления монастырской территории. Но об этом я узнала гораздо позже, а когда была в храме, только заглянула в нижнее помещение, бросив взгляд с лестницы: священник нес службу, и я не стала нарушать таинство праздным любопытством.
Даже не зная о содержимом, хранящемся в маленькой церкви, покинула её со странным чувством: я словно прониклась торжественностью момента - обязательная молитва, творимая в пустых стенах, чистый голос, обращенный к Богу
В монастырской чайной купила в качестве сувенира коробочку конфет "Орехи в шоколаде" с изображением монастыря на упаковке.
Покидая святые стены, двинулись дальше, чтобы познакомиться с другой, светской, стороной жизни Абалака.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Четверг, 23.02.2017, 11:28 | Сообщение # 11 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Туристический комплекс «Абалак»
Словно извиняясь за жгучий мороз накануне, погода радовала резким потеплением. При этом, правда, мело, небо было серым, но зато пребывание на улице выдержать можно было чуть дольше. Однако к тому моменту, как была пересечена линия ворот турбазы "Абалак", я уже изрядно промерзла. Привратник стилизованного острога удивился, что "путник" появился со стороны запасных ворот, предпочтя их парадному входу.
За деревянным частоколом всё подчинено единому стилю: это что-то среднее между сказочным подворьем и старорусским поселением.
Над рекой камень с памятной надписью: «Казакам Ермака от уральцев», рядом с ним вырезанная из дерева скульптура Ермака.
С деревянным Ермаком благополучно соседствует избушка Бабы Яги.
Вплотную к домику на курьих ножках примыкают воеводские палаты - гостиничные номера.
Избушка весьма позабавила не столько колоритом, сколько вывеской на дверях «Я уже дома». Теперь не могу отделаться от любопытства, что же было на обратной стороне таблички-помела, когда сказочная старуха лопатой гоняла снег по двору.
Каток, ледяные и деревянные горки, прокат лыж, баня - это то, что может предложить зимний Абалак. Летом лыжи заменяются лодками и катамаранами. Словом, обычный загородный отдых на природе, вправленный в тематическую раму.
Главное оформление - деревянные скульптуры, обильно рассыпанные по территории. Герои русских народных сказок в содружестве с ершовским Коньком Горбунком и компанией призваны услаждать взор.
Откровенно говоря, выполнены фигуры весьма топорно. В прямом и переносном смысле. Из массы поделок я бы выделила, пожалуй, одну, по-настоящему интересную - девушку в банной шайке с ковшом, прикрывающим наготу. Вот почему сия скульптура расположилась не около парной, а рядом с трактиром, трудно сказать. Видимо, созданные когда-то персонажи не несут какой-то смысловой нагрузки, а поставлены просто для того, чтобы было.
В трактире «Белая сова» ("Абалак" - тотемное имя-прозвище "сова") мы пообедали, прежде, чем возвращаться в город.
Дождаться такси, чтобы уехать обратно, был тот ещё квест. Пока ждали, разглядывали, припорошенный снегом «Пьяный мост» (одна из летних забав) и наблюдали интересное атмосферное явление - световые столбы. Я сначала думала, что это солнце уже заходит, а потом увидела его чуть в стороне.
В целом Абалак оставил о себе весьма насыщенное впечатление. Сложно одним словом обозначить послевкусие: слишком разными были составляющие и по эстетике, и по настроению, и по духовному наполнению.
Уверена в одном: приехать в Тобольск и не побывать в Абалаке было бы досадной ошибкой, которой мы, к счастью не совершили.
Галина Каюмова
| |
|
|
bez-maski | Дата: Суббота, 25.02.2017, 11:31 | Сообщение # 12 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1290
Награды: 0 +
Статус: Offline | Римско-католический (польский) костел Пресвятой Троицы
Будучи православной, католические костёлы, еврейские синагоги, татарские мечети я, конечно, замечаю, любуюсь архитектурой, обращаю внимание на какие-то интересные особенности в оформлении территории, но внутрь никогда не входила. Как-то неудобно делать это из праздного любопытства. В Польский костёл Тобольска хотелось попасть непременно.
Первое знакомство с достопримечательностью состоялось во время обзорной экскурсии по городу.
Расположенный у подножия Троицкого мыса, католический храм Пресвятой Троицы привлёк внимание и высокой островерхой звонницей, и боковыми башенками, и окнами–пеналами с арочным верхом.
Гармония и контраст одновременно: наверху белые стены кремля и золотые купола классических славянских храмов, внизу – образец несколько чуждой для Сибири готики.
Откуда в Сибири римско-католический приход? Первый Дом молитвы построен по разрешению властей для ссыльных поляков. Сначала это была Церковь Божьего Провидения. Службы здесь проводил приезжий священник, поскольку и самостоятельности у прихода не было. Позднее, с обретением самостоятельности, возникла перспектива постройки нового каменного храма.
В 1897 году губернатор разрешил строительство, а в 1900 освятили камень в основании будущего костёла. Деньги на постройку тобольские католики собирали по всей Российской империи. В 1907 году в костёле Пресвятой Троицы сотворили первую Святую Мессу.
Когда храмы массово закрывались и разрушались, закрыли и тобольский костёл. Участь его была подобна участи многих культовых сооружений: сначала здание использовали как склад, потом как столовую, затем в нём устроили хранилище кинолент.
Только через 70 лет после закрытия костёл возвратили верующим и начали его реставрацию. А в 2004 году здесь появился орган.
Чтобы услышать органный концерт, мы и спешили из Абалака к назначенному времени.
Сначала народу было совсем немного. Мы и протоптанную в снегу тропинку к боковому входу отыскали не сразу. Постепенно зал наполнялся, и скоро свободных мест почти не осталось.
Настоятель храма поляк Дариуш Станчик, прекрасно понимая, что среди слушателей процент католиков минимален, что на скамьях сидят по большей части любопытствующие туристы, в своей короткой вступительной проповеди заметил: «Когда слушаешь музыку, важна не вера, не национальность, не страна, в которой живёшь, важна Музыка».
Отец Дариуш зачаровывал и своим пришепётывающим польским акцентом, и искромётным юмором, и открытостью. Ещё до вступления органа тёплые волны словно согревали изнутри в холодном весьма помещении. А потом полилась музыка. В сопровождении органа зазвучала молитва.
Слушать музыку, которая идёт откуда-то из-за спины и сверху, было непривычно. Я видела, как то один, то другой человек в зале оглядывается и задирает голову. Но разглядеть что-то в таком положении было всё равно невозможно, да и сидеть с запрокинутой и вывернутой через плечо головой мучительно неудобно.
Надо ли оборачиваться? Буквально через минуту-другую понимаешь, что не так важно видеть происходящее – орган заполняет всё пространство, бередит чувства, погружает в размышления. Перед глазами рождественский вертеп, фигура распятого на кресте Христа, скульптурные изображения святых с раскинутыми навстречу руками, словно обнимающие весь мир; из-под купола струятся звуки органа – и ты уже на какое-то время отрешаешься от мирского и думаешь о чём-то важном, сокрытом внутри.
Знаменитые фуги Баха завершили программу.
Желающим предложили подняться по винтовой лестнице туда, где установлен орган. Органист костёла Гай Оганисян не только рассказал об инструменте, но и разрешил попробовать себя в роли музыканта всем, кто владеет фортепьяно. Я не владею. Но к клавишам прикоснулась и извлекла несколько звуков. Злоупотреблять доверием не стала, конечно.
Польский костёл с его органом стал прекрасным завершением рождественских каникул: после ужина в полюбившемся ресторане "У Никольского взвоза» мы отправились на железнодорожный вокзал, чтобы сесть в поезд, который помчит из Сибири домой.
Галина Каюмова
| |
|
|