Без маски


Главная
| Мой профиль | Регистрация |
Выход | Вход

Персональный сайт Галины Каюмовой

Воскресенье, 24.09.2017, 09:09

Вы вошли как Гость |

Группа "Гости"

Приветствую Вас Гость | RSS

Internet Map

null

Внимание!
При копировании материалов указание автора и ссылка на сайт обязательны!

[ Личные сообщения() · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 2 из 2«12
Моё творчество » Проза » Путевые заметки » На Валдай и обратно (дорожный дневник автопутешествия) (путевой очерк)
На Валдай и обратно (дорожный дневник автопутешествия)
bez-maski
Дата: Понедельник, 08.10.2012, 13:54 | Сообщение # 26
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Витославлицы

Забираем машину со стоянки, сверяемся с картой и держим путь в сторону Витославлиц. Когда-то так называлось село на южном берегу озера Мячино. Сегодня Витославлицы – Новгородский музей народного деревянного зодчества. Значение стрелочек по обозначенной на карте дороге становится понятным почти на месте, когда на обочине вырастает запрещающий «кирпич». Одностороннее движение. Объездной путь – ни много ни мало сто пятьдесят километров. Выбор невелик: искать новый маршрут или идти пешком. Останавливаемся недалеко от Благовещенской церкви на Мячине и шагаем по узкому шоссе, с одной стороны которого тянется Юрьевский пруд, с другой – озеро, не имеющее чётких границ. Расстояние, которое нужно пройти, не так уж и велико – около километра. Но отмеряно ногами уже немало, дорога идёт в гору, да и солнце не усмиряет лучей. Все неудобства с лихвой окупаются необыкновенными по красоте видами. Иногда прибрежные заросли напоминают мангровые деревья. Это следствие колебаний уровня воды в периоды паводка.

Наконец добираемся до территории музея под открытым небом. Сюда из различных мест по брёвнышку перевезены и сложены заново интересные избы, хозяйственные постройки и деревянные церкви. Расположены музейные экспонаты таким образом, чтобы воссоздать деревенскую застройку: жилые улицы, храмовый комплекс, на отшибе кузница. Возле домов можно увидеть людей, занимающихся традиционными ремёслами, например, плетением. Прямо на ваших глазах рождаются корзина или лапти. Внутри крестьянских изб экспозиции, посвящённые тому или иному обряду, жизненному укладу или какой-то сезонной работе.

Все смотрители одеты в костюмы, которые по замыслу являются воссозданием русского народного платья. По этому поводу Валентина, увлекающаяся древним текстилем, язвит: «Одежда неизвестного народа».

Заходим в открытые для осмотра избы, любуемся храмами, отдыхаем в тени деревьев, поднимаемся по высокому церковному крыльцу на площадку-гульбище.

Возникает ощущение настоящего, живого поселения: люди гуляют или отдыхают, сидя на лавочках; иногда мимо проходят шумные компании, сопровождающие жениха и невесту; где-то идёт строительство.

Единственное каменное здание – бывшая усадьба графини Орловой-Чееменской. Своеобразный музей в музее. Здесь проходят тематические выставки. К сожалению, выставочный зал открыт не всегда – мы туда не попадаем. Впрочем, даже чтобы просто обойти огромное пространство с образцами зодчества, нужно довольно много времени.

Часть отведённой под экспонаты зоны ещё не застроена, пока это просто прекрасный парк с противопожарным водоёмом и тенистыми аллеями. Кое-где уже сделана разметка под будущие избы, часовни или амбары.

Местное учреждение общепита стилизовано под доспешню – так на Руси называлось помещение, где готовили кушанья. Заходим, чтобы выпить квасу и передохнуть.

На одной из окраин находим два деревянных судна. Отсюда же открывается чудесный вид на Рюриково городище и Свято-Юрьев монастырь. На фоне белых стен монастыря чернеет мельница-шатровка. Мельница расположена на музейной территории, но в таком отдалении, что остаётся констатировать: дойти до неё просто не хватит физических сил.

Осмотрев окраинные церкви и оценив размеры амбара, привезённого из Иверского монастыря, пускаемся в обратный путь: сначала до ворот, затем до оставленного у дороги автомобиля. Уставшие ноги просят пощады. Предвечерний час никак не сказывается на разыгравшемся солнце. Наивная попытка поймать попутку оказывается безуспешной. Автобусная остановка тоже не радует надеждой: желающих добраться до города много, а автобуса не видно. Одно хорошо: обратно идти под горку. Там, где асфальт, укрытый кроной деревьев, не очень сильно раскалён, иду босиком. Как только жар от дорожного полотна становится нестерпимым, обуваюсь или осторожно ступаю по обочине, среди мелких камушков выбирая участки, заросшие травой. Наконец достигаем исходной точки и ставим на карту Новгорода очередной «флажок». Ещё две достопримечательности ждут нас на выезде. И… пора домой.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Четверг, 11.10.2012, 21:09 | Сообщение # 27
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Обратная дорога

Обратный путь начинаем с осмотра Церкви Спаса на Нередице. Маленькая, будто игрушечная, с неровными шероховатыми стенами, она кажется вылепленной из глины. Приглядевшись, понимаешь, что тёмная рельефная окантовка у основания купола, - это не архитектурный элемент, а ласточкины гнёзда. Аккуратная церквушка среди поля и огромное количество птиц.

Увы, попасть внутрь так и не удаётся: утром было ещё рано, сейчас уже поздно.

Спустя пару месяцев Валя скажет: «Помнишь Церковь Спаса на Нередице с ласточками? Какие они всё-таки маленькие эти старые храмы. Текут реки и столетия. Люди в домиках по соседству сажают свеклу и картошку. А они стоят. С 12 века. Меня больше всего поражает вот эта картошка рядом. Великое и обыденное».

От старого храма направляемся к мемориалу «Линия обороны», созданному на месте боевых действий. Именно здесь в августе сорок первого были остановлены фашистские войска на пути к Москве. Борьба за рубеж, проходивший по восточному берегу рек Волхов и Малый Волховец до озера Ильмень, велась в течение 795 дней. Памятник представляет собой фрагмент линии обороны. Комплекс вытянут вдоль обочины и состоит из поднятого на постамент танка Т-34, противотанковых ежей и надолбов, стелы и 76-милиметрового орудия. Стенд на территории мемориала знакомит с выдержками из решений главнокомандования и картой, на которую нанесена дислокация воинских частей с их номерами.

Новгородская линия обороны – рубеж сегодняшнего путешествия. Едем домой. Обратная дорога кажется намного короче. Как будто только-только тронулись, а уже большая часть пути позади. Сын смеётся: «Спать надо меньше». Я и не заметила, как задремала. «Тоже отключилась», - признаётся подруга.

День к закату. Останавливаемся на берегу Валдайского озера, чтобы искупаться. Отсюда до Ключей уже рукой подать.

Четыре часа на колёсах, больше десяти часов пеших переходов. Но оно того стоило! Великий Новгород стал ещё одной прекрасной страницей в валдайском альбоме.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Суббота, 01.12.2012, 17:17 | Сообщение # 28
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
8.07.12. (день девятый)

День спокойного любования природой. Любимое Кобылино озеро. Цветы. Стрекозы. Размеренный такой день. Деревенский. Сына берут с собой на тропу, где он работает принимающим инструктором. Премудрость невелика: на финише помочь добраться до платформы тем, кто не докатился и повис на тросе, - или крен увеличить, или, что гораздо чаще, просто дотянуть до конца этапа. Вечером Марсель снова осваивает верховую езду на Розетте. На закате дружно собираем стебли иван-чая, с которых дома снимаем листья, а потом разминаем в ладонях собранные накануне, те, что уже чуть подвялились. А чтобы не скучно было, поглядываем на монитор, где мелькают кадры комедии «Мушкетёры». Только меня почему-то эта комедия не веселит, а убаюкивает.

9.07.12 (день десятый)

Утром по традиции купание в озере. Затем Валентина развлекает просмотром американского фильма «Поднять перископ». Строим планы, но тут же их меняем. Что-то вяжуще-липкое навалилось на всех разом. Это что-то клонит к подушке и заставляет ощущать воздействие земного притяжения. Тяжёлое тело, ватные ноги, медленные мысли. Обещали грозу. Но воздух лишь изредка едва шевелится. В моменты его почти неуловимой подвижности становится чуть легче. «Вот оно, накрыло. У нас такое бывает, - объясняет подруга. - Неслучайно Валдай называют территорией пяти погод. Она за день не раз может смениться. А вот сегодня зависла». Ближе к вечеру гроза всё-таки приходит. Ливень обрушивается разом и мгновенно наполняет водой и оставленную во дворе тачку, и бочку возле конюшни. Непроницаемая стена воды, рассекаемая молниями, стоит около двадцати минут. Потом всё смолкает, небо светлеет, и совсем скоро о дожде напоминает лишь мокрая трава. И опять духота, словно грозы и не было. Привычно крутим чайный лист, разбавляя монотонность работы комедийной мелодрамой «Ноттинг Хилл» с Джулией Робертс. А сегодняшние планы переносим на завтра.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Воскресенье, 02.12.2012, 22:21 | Сообщение # 29
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
10.07.12 (день одиннадцатый)

Опеченский Посад Новгородской области

Опеченский Посад, носивший ранее название Опеченская Пристань, был важным лоцманским центром Вышневолоцкой водной системы. Его посещала сама Екатерина. Память о прошлом хранит уникальная почти километровая гранитная набережная. Можно сказать, что эта набережная и есть цель сегодняшней экскурсии. Впрочем, не только она.

Река Мста заслуживает внимания и сама по себе, особенно её горная часть, которая является природоохранной зоной. Именно здесь находятся знаменитые Боровичские (или Мстинские) пороги. Особенно интересен один из них – мелководный каменистый перекат, или по-другому шивера, со стоячими полуметровыми валами. На этом участке можно наблюдать любопытное природное явление: подземная речка Понеретка в виде водопада низвергается в Мсту из отвесного левого берега.

Останавливаемся на поляне в прибрежном лесу и спускаемся к реке по лестнице, созданной природой: «ступеньки» образованы выступившими на поверхность узловатыми корнями. Следующий «лестничный пролёт» - каменистые плиты, по которым стекает в Мсту Понеретка. Зрелище удивительное. Стена берегового склона словно рассечена ближе к основанию огромным ножом. От небольшого грота, где мы стоим, тянется совсем узкая щель. Ледяная прозрачная вода вытекает из расщелины и, струясь по уступам, смешивается с потоком Мсты. Здесь, на берегу, по-новому воспринимается смысл фразы о том, что бесконечно долго можно смотреть на горящий огонь и текущую воду.

Следующая встреча с рекой уже на территории Посада. Выбираем участок набережной, где на противоположный берег перекинут висячий мостик. Настил приятно покачивается под ногами. Дойдя примерно до середины, любуемся вековыми гранитными глыбами, которыми выложены берега. Потом пробираемся по зарослям высокой травы, чтобы подойти поближе к аркам каменного моста.

У дороги Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Недалеко от Успенского храма росла могучая липа. Под ней, по преданию, пила чай императрица Екатерина Великая, удостоившая Опеченскую пристань своим визитом. По одним данным дерево было свалено ураганом в 2000 году, по другим – спилено из-за опасности обрушения от старости. Ствол сохранился в посадском дендропарке.

Дендропарк – создание местного энтузиаста Ушанова Семёна Андреевича. «Это пример того, на что способен человек, если у него есть цель», - констатирует Валентина. Обычный человек. Просто увлеченный. И неважно, что ему уже много лет. Он занят делом и заражает энтузиазмом не только свою семью, но и людей посторонних. Чтобы посадить цветок и дождаться его цветения, довольно подчас одного сезона - чтобы вырастить дерево, нужны годы. Семён Андреевич коллекционирует деревья. По берегу Мсты тянется парк, заложенный много лет назад ботаником - любителем, а теперь взятый под охрану государством.

Доступ свободный, но если есть желание, можно отблагодарить хозяина, посадив растение или подарив саженец. Валя прихватила молодое деревце, привезенное специально из московского питомника. «Давно ждала случая, чтобы передать», - говорит она.

Среди посадок разбросаны деревянные скульптуры. Прямо у ограды древние динозавры. Чуть дальше медведь с бочонком. Есть выточенный из брёвнышка дозорный, беседка и даже фонтаны. Конечно, всё это выглядит слегка доморощенно, но сделано с любовью, и порядок поддерживается. Один из фонтанов - фонтан-шутиха: меленькая платформа над рекой имитирует спасательную вышку. Сюда можно подняться, чтобы полюбоваться окрестностями. Однако стоит только надавить ногой на верхнюю ступеньку, как из- под смотровой площадки тут же бьет водяная струя.

Примечательна аллея благотворительности. Посаженные здесь растения сопровождаются табличками, на которых не только указана порода, но и сообщается, кто посадил, когда и по какому поводу. Кто-то таким образом увековечивает день первой встречи с любимой, а кто то рождение ребенка. «Посади дерево и помоги ему вырасти», - такая надпись размещена под копилкой, выполненной в форме соборной колокольни.

Время среди зелени проходит незаметно. Тенистые кроны у реки - прекрасное место отдыха. Так уж вышло, что под знаком воды весь сегодняшний день: впереди еще одна природная достопримечательность - Мшенский источник.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Среда, 05.12.2012, 22:59 | Сообщение # 30
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Мшенцы Тверской области

Мшенские источники - место легендарное. Это карстовые радоновые ключи. Есть свидетельства о том, что Николай Рерих бывал здесь и даже писал о "чаше неотпитой".

Испытываю противоречивые чувства: с одной стороны, я знаю, что меня ждет погружение в ледяную купель, и уже заранее страшусь холода, с другой, снова хочу испытать восторг, который охватывает после купания. Это и радость преодоления, и необыкновенная благодать.

Оставляем машину возле церкви Параскевы Пятницы и по дорожке, вымощенной дощечками, шагаем к знаменитому разлому. Вот она, святая купель. Радоновые ключи бьют из-под земли в нескольких местах по периметру большой поляны. Эта купель - естественная природная чаша.

Каменная щель, из которой вытекает вода, поражает своей глубиной. Никто не знает, сколько там на самом деле. Попытки измерять расстояние до дна эхолотом, отражающим сигнал с двухсот метров, не дали результата - природный колодец глубже.

Сегодня здесь многолюдно, но не суетно. Со смехом вспоминаем моё первое знакомство со Мшенцами. «Глаза бешеной креветки… У твоей мамы были глаза бешеной креветки», - говорит Марселю Валентина и добавляет: « Думаю, у тебя будут такие же».

Окунаемся по очереди. Сын сначала с сомнением и настороженностью, потом с твёрдой уверенностью не просто окунуться, но и пересечь этот небольшой в диаметре водоем от сходней до сходней. Задача не так проста, как может показаться со стороны: температура воды в источнике в любую погоду (жару и мороз) всегда одинакова - плюс 4 градуса. Для того чтобы совершить даже очень короткий заплыв, нужны собранность и физические усилия.

Вечер коротаем за фильмом «Сторона тьмы» в ожидании завтрашней встречи. Завтра приедет Маха.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Суббота, 08.12.2012, 14:38 | Сообщение # 31
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
11.07.12 (день двенадцатый)

Муся приезжает сегодня вечером. Однажды я пошутила: «Машка ушла из театра, но театр не ушёл из неё». Эта шутка – шутка лишь наполовину. Даже если Маха просто пересказывает случай в универмаге или расписание движения поездов, она делает это так, будто всё ещё играет на сцене глазовского «Парафраза»: пространство то полностью заполняется Машкой и её неуёмной энергией, то становится совсем прозрачным и словно раздвигается.

«Ну, внучок, держись», - иронизирует Валентина (будучи не только подругой, но и моей крёстной, она часто называет Марселя внуком). – Держись, сегодня к нам добавится ещё одна шибанутая на всю голову».

Но это будет вечером, а пока день размеренный и самый обычный: привычное купание в озере, опьяняющая природа, струящийся знойный воздух. Марсель работает на тропе. Я пропалываю голубику, потом опять иду на озеро, пытаясь законсервировать его в своей памяти. У меня, как в известном мультфильме, «одно платье осталось» - я добираю валдайские крохи с жадностью и не могу ими насытиться.

Вадим привозит Машку с вокзала, и в дом врывается ураган. Маха фонтанирует дорожными впечатлениями, но, уставшая, быстро затихает и после посиделок с мартини тащит нас с Валентиной изображать ночное купание наяд.

Ночи в это время – белые. Темноту нельзя назвать полной. Окрестный пейзаж напоминает слоёный шоколадный пирог с цитрусово-медовой прослойкой: плавные переходы от чёрного к серо-лиловому, прорезанные оттенками оранжевого.

У ног шныряют почти неразличимые на песке лягушата. Я устраиваю на них фотоохоту.

И конечно разговоры, разговоры, разговоры… Между нами, девочками. Под покровом колдовской валдайской ночи на озере обнажены не только тела, но и души.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Воскресенье, 09.12.2012, 23:21 | Сообщение # 32
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
12.07.12 (день тринадцатый)

Весь день будто вдогонку. Потому что он – последний. Завтра – в обратный путь. И успеть надо так много. Наговориться, надышаться лесным воздухом, насмотреться на озёра, находиться по любимым местам, собраться в дорогу… - просто прожить этот день насыщенно и счастливо.

Утро без купания в любимой заводи было бы неправильным. Не нарушая традиций, выскальзываю из дома, пока все спят, и погружаюсь в водоём и в собственные мысли.

За черникой

Тишину пустынного берега сменяет шумная суета и сборы. Мы едем за черникой. Конечно, ягоду можно брать и рядом с домом, но есть места малохоженые, почти не тронутые, подальше от людского жилья. Со знанием дела Валя руководит процессом одевания: в лесу обилие гнуса, да и комары не откажутся от свежей крови. Обряжаемся в закрытую одежду. На голову – накидки из марли, повязанные на манер татарских платков, – закреплённые под подбородком, они свободно падают на спину. Обильно поливаемся репеллентом и собираемся испытать в действии эфирное анисовое масло. Машка где-то вычитала, что запах аниса эффективно отпугивает насекомых. Марселю достаётся снаряжение пасечника – камуфлированная куртка с сетчатым верхом. Мне кажется, в этом прикиде он больше похож на гангстера с чёрным чулком на голове.

Лес сухой, чистый и светлый. Собираем ягоды неторопливо, отправляя их попеременно то в приготовленную посудину, то в рот, сдабривая сладкие горсти шутками и милой беседой. Место благодатное. Садишься поудобнее, обираешь кустики вокруг себя, потом передвигаешься на пару шагов рядом и снова пристраиваешься так, как нравится. Муська, со свойственным ей артистизмом, периодически собирает чернику лёжа. Достаточно быстро мы наполняем ведро. Разморённые густым воздухом бора, чувствуем себя слегка опьяневшими.

По дороге, с оказией, набираем охапки душицы и кипрея и едем снимать усталость к святому источнику.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Суббота, 15.12.2012, 14:20 | Сообщение # 33
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Текунок

Родниковый источник Текунок находится недалеко от села Новотроицы и деревни Ужи́н, что на берегу одноимённого озера. Это озеро он и питает. "Ужи́н" от слова "узкий", "суженный". Источник известен с давних пор. Вода в Текунке считается не только святой, но и целебной. По народным поверьям она помогает от глазных недугов.

Это часть Валдайского национального парка. Объект находится под федеральной охраной.

Беседка. Часовня в честь иконы Тихвинской Божьей матери. Купальня со святой купелью.

Спуск в купель по деревянным ступеням. Из дерева и неглубокий бассейн (глубина, достаточная для погружения с головой взрослого человека, но, тем не менее, позволяющая стоять на полу, держа голову над водой). Вода в купель поступает из родника, постоянно обновляется. Температура воды - плюс семь градусов. Помещение напоминает маленькую русскую баню. Только вместо парной - бассейн с ледяной родниковой водой. Сюда для омовения приходят верующие люди.

С этим местом у меня связаны особые воспоминания. Именно здесь 4 августа 2010 года с благословения настоятеля Иверского монастыря я была крещена.

К тому моменту, как мы подъезжаем, словно по заказу, уходят последние посетители. Оставляем в часовне в кружке для пожертвований монетки и с удовольствием по очереди погружаемся в студёную воду. Я испытываю трепетные чувства, замешанные на воспоминаниях о таинстве крещения. Машка млеет и жмурится от удовольствия. Она обожает это место. Марсель соглашается с тем, что здесь здорово, но больше ему понравились Мшенцы.

Набираем родниковой воды и движемся к дому.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Воскресенье, 16.12.2012, 23:28 | Сообщение # 34
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Иверский монастырь

Иверский монастырь (полное название Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь) построен по подобию мужского Иверского монастыря на святой горе Афон. Именно оттуда Никону был передан план монастыря и список с иконы Иверской Божьей матери, которую, как свидетельствует письмо от Иверского братства, творили благоговейно. "Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве".

Добраться сюда можно либо по автомобильной дороге (имеется понтонный мост к острову), либо на теплоходе, курсирующем по Валдайскому озеру от городской набережной до монастыря и обратно через каждые 2 часа. Два года назад мой путь в монастырь лежал по озеру, сегодня едем на машине, не связанные транспортным расписанием.

Если в прошлый раз мной по большей части двигало любопытство, и я мало чем отличалась от толпы туристов, то сейчас настроение иное. Хочется показать монастырь сыну. Так, как показывают дорогие книги или фотографии, как ведут на сеанс любимого кино, когда с волнением ловишь чужую реакцию: понял ли? почувствовал?

В 2010 мы с Валей исходили Иверский вдоль и поперёк. Помню дрожащий от жары воздух, жестокое палящее солнце и огромное количество людей. А ещё ощущение незыблемой торжественности. Недавно отреставрированные храмы поражали парадностью и ослепительной красотой. Сожжённые зноем кусты в розовом саду словно напоминали о бренности мира.

Едва равняемся с монастырскими стенами, Муся издаёт протяжный горький вздох. Очень скоро понимаю причину: от былой парадности нет и следа. Святоозерская обитель готовится к очередному ремонту: снимаются куски старой штукатурки, прячутся под щитовое укрытие кусты и молодые деревья, куда ни бросишь взгляд, всюду каркасы будущих лесов и куски плёнки, слышны звуки, обычно сопровождающие строительство. Монастырь притих, будто раненый зверь, набираясь сил и зализывая раны. Но вот что удивительно – таким он ещё больше наполнен жизнью и величием, словно за цветистой маской удалось разглядеть чистую душу.

Час не туристический – посетителей практически нет. Открыт только главный храм - Собор Успения Пресвятой Богородицы. Ставим свечи. Стоим и у иконы Иверской Божьей матери. Бродим по монастырским дорожкам, любуясь розами, уже тронутыми увяданием, и левкоями. Лавочка, увитая плющом, даёт отдых усталым ногам. Тихо, умиротворённо.

Колокольня, Церковь Иакова Боровичского, Храм Михаила Архангела и Надвратная церковь Святителя Филиппа… Архитектурный ансамбль монастыря поражает своей гармоничностью, с одной стороны, и способностью к преображению - с другой. Монастырские башни венчают фигурки ангелов, каждую - своё индивидуальное окончание. Одни и те же здания выглядят по-разному, стоит лишь чуть-чуть изменить ракурс. Меняются не только очертания, теряется представление о расстоянии.

Постояв на пристани, бросаем прощальный взгляд на Валдайское (Святое) озеро и покидаем остров.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Среда, 19.12.2012, 22:23 | Сообщение # 35
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Вечер

По дороге из монастыря заезжаем в деревенский магазин за продуктами – делаем запасы в дорогу. Плавный неторопливый день на своём закате наполняется суетой и нервозностью. Видимо, охватывает подступающее перед отъездом волнение. И вечер вдруг оказывается таким стремительным и коротким. Это как песок в часах: течёт себе тонкой струйкой и, кажется, не убывает, но последние его крохи ускользают молниеносно – не удержать.

Сразу после магазина - конюшня. Валя работает, потом даёт Марселю последний урок верховой езды. Гордая успехами ученика, который через пару занятий уже едет галопом, она сажает его на племенного породистого Актара: «Почувствуй, что такое настоящий жеребец. Ощути его мощь. Имей в виду, это не Розетта – сам ничего делать не будет». Актар не прокатная лошадь – частный жеребец, которого Валентина тренирует, а потому, не приученный к разным седокам, управлять собой позволит не каждому. К великому удовольствию своей наставницы, Марсель справляется.

Последние хлопоты на кухне: я вожусь с дорожной провизией, Яшина в подарок «любимому внуку» варит фирменное черничное варенье, Маха травит байки. Дружно ужинаем и отправляемся закрывать сезон на Кобылином озере, прихватив с собой пару монет, чтобы бросить в воду «на возвращение».

«Гляди-ка, горечавка зацвела. Раньше срока», - удивляется подруга, взглянув на клумбу под окном, и добавляет: «Это она для вас. Машке на встречу, вам на прощание».

Вечер незаметно перетекает в ночь. Волшебная сказка перед сном – спущенные с мансарды коробки: коллекция текстиля. Руки Валентины мелькают, вынимая то подзор, то цветной кушак, то полотенце.

«Иногда это приходит разрезанным на куски, в ужасном состоянии. Я стираю, сшиваю, реставрирую, - Валя вздыхает. – Люди словно не понимают ценности вещей, родовую историю продают». Коллекционирование старинных текстильных изделий не просто хобби – Валентина мечтает создать музей.

Крест, мережка, гладь, вышивка белым по белому, цветы и птицы, переплетение ромбов, веток, солярных знаков… О каждом экспонате Яшина может прочесть увлекательную лекцию. Почти час мы рассматриваем сокровища. И это только малая толика того, что собрано и починено заботливыми руками.

Глубоко за полночь меня прогоняют в кровать. На всякий случай прощаюсь: рано утром мы уезжаем.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Суббота, 22.12.2012, 11:56 | Сообщение # 36
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
13.07.12 (день четырнадцатый)

Наскоро завтракаем, проверяем, всё ли на месте, прощаемся с Валентиной и в 7.15 отъезжаем от ворот гостеприимного дома. До свидания, Валдай!

Едем уже знакомой дорогой, а потому легко и споро. Приятно и весело узнавать ранее виденные церквушки, смешные названия на указателях, придорожные кафе, развилки.

На подъезде к Вышнему Волочку движение вдруг стопорится. Многокилометровая пробка. Возникает ощущение, что в город пускают по очереди. И только добравшись, наконец, до места столпотворения, вспоминаем тот самый мост, возле которого пытались прорваться к центру. Но если по дороге туда нам нужно было всего лишь пересечь колонну, то теперь, когда едем обратно, движемся внутри неё. Надо ли говорить, какое испытываем облегчение, когда пробка всё-таки отпускает.

На одной из обочин с противоположной стороны замечаю странную палатку. Очень похоже на блок-пост. Рядом какая-то наскоро сделанная надпись на листе картона, разглядеть которую не успеваю. Затем подобные точки встречаются ещё несколько раз. Вскоре пропускной пункт возникает прямо перед носом. Нас останавливают для проверки документов и досмотра багажа. Карантин. Он объявлен по всей Тверской области. Африканская чума свиней. Предупреждают о том, что мясо может быть заражённым, и с пристрастием выпытывают, не везём ли мясопродуктов. О зажаренной валдайской курочке, которая должна стать нашим обедом, предусмотрительно молчим. Чуть позже останавливают ещё раз. Процедура повторяется. Относимся к задержке с пониманием. Никуда не денешься – протокол.

Сын внимательно следит за дорогой, я глазею по сторонам, и всё-таки огромную шапку на макушке водонапорной башни замечает именно Марсель, а не я. Гнездо аистов. Останавливаемся, чтобы полюбоваться на чудо. Пытаюсь фотографировать, но картинка получается размытой. С ближнего расстояния со сменой ракурса меняется и обзор – гнездо прячется где-то в вышине, заслонённое башенным остовом. Приходится довольствоваться тем, что есть: нечёткими очертаниями птичьего жилья с едва различимыми головами его хозяев.

Едва отъезжаем, сын показывает мне на дорогу буквально перед колёсами: «Вон он, твой красавчик». Аист важно вышагивает прямо по трассе, пробуя клювом землю. Останавливаемся, выхожу из машины и осторожно иду в сторону птицы, чтобы не спугнуть. Однако очень скоро понимаю, что длинноногий пернатый пешеход движется гораздо быстрее меня, его медлительность обманчива. Сажусь обратно в автомобиль. Дальнейшее напоминает сафари: прицеливаюсь объективом через открытое окно и на ходу пытаюсь поймать птицу в кадр. Каждый ведёт свою охоту. Ещё пара поклонов, и аист взмывает вверх с чёрной змеёй в клюве. Живая ноша выскальзывает и падает. Крылатый охотник настигает свою добычу, перехватывает поудобнее и снова взлетает, чтобы скрыться в высоких зарослях осоки. Следим за происходящим с восторженным интересом. Когда ещё такое увидишь.

А между тем скоро будем наслаждаться красотой рукотворной – приближаемся к Угличу.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Понедельник, 21.01.2013, 22:18 | Сообщение # 37
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Углич Ярославской области

Окрестности водохранилища

Казалось бы, уж столько мы повидали озёр, родников, рек и речушек, что уже ничем не удивишь, однако Угличское водохранилище всё равно вызывает восхищение. Оно встречает практически сразу, как въезжаем в город. Шлюзы гидроузла, башенные краны у кромки горизонта, купола храмов на побережье… Разве можно проехать мимо? Широкий автомобильный мост имеет обочины и огороженные пешеходные дорожки. Останавливаемся и прямо с моста любуемся панорамой. Затем едем дальше. Но недолго. Пока ищем место стоянки, успеваем заметить, что монастырские стены тянутся в непосредственной близости от воды. Оставляем машину на берегу, совсем недалеко от моста, с которого смотрели на город, и начинаем пешеходную прогулку. С монастыря и начинаем.

Воскресенский мужской монастырь, основанный в конце XIII века, запоминается контрастами. Во-первых, это соседство белого и жёлтого: на фоне монастырской белизны, находящаяся через дорогу церковь кажется особенно яркой и солнечной. Во-вторых, соединение красоты и упадка: трещины, обвалившиеся куски штукатурки, вылинявшие пятна сменяются свежей побелкой и обновлённой кровлей. Святые врата опутаны строительными лесами. Вместо привычной колокольни – звонница с церковью Марии Египетской. Она составляет с храмом и трапезными палатами единый ансамбль.

В ведении Воскресенского монастыря в настоящее время находится и Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Волге. Именно она расположена через дорогу от монастырской ограды. Шатровая колокольня, крыльцо с округлыми, похожими на садовые вазы столбами, богатая изразцовая отделка – главные украшения храма.

Чуть в стороне от Рождественской церкви – интересный невысокий дом, явно, не новой застройки: филиал ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Когда-то в этом здании размещалась женская гимназия.

Осматриваемся, обнаруживаем на стенде туристическую карту-схему и, сверив маршрут, шагаем вдоль берега в выбранном направлении. Некоторые жилые дома, если бы не бельё на балконах и не явная новизна кирпичной кладки, вполне могли бы сойти за исторические.

За кованым ажурным забором раскинулась усадьба. Изысканная аристократическая роскошь. Величественные колонны, мраморные львы у входа, лестница, ведущая к Волге. Отель «Волжская Ривьера». Хоть и выглядит здание, как архитектурный памятник, построено оно не так давно, всего несколько лет назад.

Мимо отеля и Церкви иконы Казанской Божьей матери движемся к центру Успенской площади.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Четверг, 07.02.2013, 20:49 | Сообщение # 38
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Успенская площадь

Тропинка, вьющаяся среди парковых деревьев, выводит к тёмному шатру. Облицованные мрамором стены, барельефы, крест на маковке - Часовня Александра Невского. Храм-памятник поставлен на массивное каменное основание с четырьмя порталами по сторонам света и является центральной частью мемориального комплекса. Об этом свидетельствует плита с надписью «Защитникам Отечества во все времена от благодарных угличан». Вдоль мощёных дорожек ещё плиты: с именами павших во время отечественной войны – Аллея Славы. Рядом – полузаросший старый оборонительный ров Кремля. Виден мост, который ведёт за кремлёвскую ограду.

Пешеходная часть Успенской площади, пожалуй, сродни московскому Арбату. Что-то среднее между блошиным рынком, сценической площадкой и туристической тропой. Стоим у Соборного (Никольского) моста.

Прямо напротив Кремля бывшие торговые ряды, ныне гостиница Успенская. Именно здесь мы узнавали о наличии свободных мест и ценах на ночлег. Теперь классические формы старой архитектуры предстали при свете дня.

Огибая угол перекрёстка, обращая фасады сразу на две улицы, красуется дом купцов Евреиновых. Арочные наличники, балкончики, резные карнизы с перильцами. Когда-то здесь располагались меблированные комнаты и театральный зал. Внизу работал первый в городе кинематограф и магазинчики самих Евреиновых. Сегодня здание занимают городская и окружная администрация и Дума.

Чуть поодаль над крышами возвышаются голубые купола Богоявленского монастыря.

В углу площади – небольшой жёлтый домик с белыми резными наличниками и кружевными карнизами и фронтонами. Здесь размещались по очереди то полицейская гауптвахта, то чайная, то публичная библиотека. В советское время – квартиры и турбюро. Наконец, отреставрированное здание было передано Музею городского быта.

Соборный мост, где мы стоим, - главная дорога в угличский Кремль. Туда и направляемся.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Понедельник, 06.05.2013, 19:42 | Сообщение # 39
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Кремль

Раньше территорию Кремля окружала деревянная стена содиннадцатью башнями. Сейчас ограды в привычном понимании нет вовсе. Архитектурный комплекс расположен на высоком берегу Волги и защищён от непрошеных гостей естественным образом – в оврагах протекают Каменный ручей и речка Шелковка. Мост, по которому идём, когда-то был подъёмным.

Вдоль дороги ряды коробейников. Наряду с привычными  сувенирами предлагают, видимо, нечто ценное. И, возможно, не совсем легальное. Или дело в каких-то  собственных приметах. Но моя непосредственность в использовании фотоаппаратавстречена весьма недружелюбно.   Мостовая ведет в глубину кремлёвского парка. По сути, паркомявляется  вся территория - тенистые аллеис лавочками и клумбами, каналами и рядами лоточников перемежаются с храмами и дворцовыми палатами. Здесь шумно, многолюдно, живо. Если новгородский кремль запомнился величием и парадной торжественностью, то Углич словно сохранил  ауру старого города, когда крепостная стеназащищала от внешней угрозы и позволяла вести жизнь, где было место прогулкам и торговле, политическим собраниям и молитве. Стены разрушены, а атмосфера не утрачена.

Оставляем позади выполненное по канонам классицизмамассивное здание Городских присутственных мест и выходим к Спасо-Преображенскому собору. Мемориальная доска сообщает отом, кто строил и расписывал храм. Это крепостные мастера во главе с Григорием Фёдоровым и  живописец Тимофей Медведев сего артелью. До недавних пор в соборе размещались музейные экспозиции, в настоящее же время это храм действующий. Здесь идут службы. В то же время  открыт свободный доступ для туристов,разрешена оплаченная фотосъёмка (для этого нужно внести пожертвование в церковную лавку и получить вполне светский квиток).  Смотритель, проверяющий как бы между прочимналичие разрешения, одет в гражданское платье, но его манера речи, жесты, осанка, специфическая причёска и окладистая борода не оставляют сомнений: передо мной церковнослужитель. Позднее узнаю, что  между музеем и представителями РПЦ идёт  жаркий спор о том, в чьём ведении должнонаходиться здание.

Рядом с собором колокольня. За полтинник с носа на неё можноподняться, чтобы оглядеть окрестности. Пренебрегая видом сверху, экономим.

Местный фотограф пополняет лексикон иностранцев двумя оченьважными, на его взгляд, словами: «Углич. Водка». Видимо, первое помогает получить подходящих размеров улыбку, а второе выразить восторг и удивление. «Уууглииииич. Вооотткааа», - послушно тянет вся туристическая группа и хохочет от радости.  Подсмотренная сцена весьмакомична. Смех заразителен.

Перед нами одно из самых древних гражданских зданийРуси  - палаты угличских удельных князей.Это красный каменный терем с восьмискатной крышей. Строгость стен, полностью лишённых каких-либо украшений, подчёркивает красоту высокого  крыльца с резными колоннами и богатствоузорчатого фронтона из терракотового кирпича. Табличка на фасаде сообщает о том, что именно здесь жил последний сын Ивана Грозного царевич Дмитрий. Чуть поодаль, на месте гибели царевича, построена церковь.

Церковь Димитрия «на крови» - своеобразная визитная карточкаУглича. Храм стоит на мысу над Волгой и прекрасно смотрится с воды. Это первое, что видят туристы, подплывающие к городу на теплоходах. Впрочем, необязательно курсировать по реке, чтобы оценить красоту изящного пятиглавия, шатровой колокольни,
обрамляющей окна лепнины. Голубые с золотыми крестами и звёздами купола, красные с белой отделкой стены надолго приковывают взгляд.

Ещё одна достопримечательность, которую находим накремлёвской территории, весьма необычна. Это… старый трактор.  Помещённый в клетку из сетки Рабица, он несодержит никакой сопроводительной информации, - кем и для чего сюда этот ветеран поставлен, нам неизвестно.

Наполненные новыми впечатлениями, возвращаемся к местустоянки, чтобы пообедать. Ещё издали «шестёрка» приветствует огнями дальнего света: уходя, забыли фары выключить.  Этаоплошность могла стоить разряженного аккумулятора, но пока удача благосклонна. С удовольствием поедаем спасённую от тверского санитарного патруля курочку с картошкой и трогаемся, чтобы, совершив небольшой переезд, найти новое место
парковки.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Четверг, 09.05.2013, 12:35 | Сообщение # 40
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
По городу

 Моя цель – музеи, о которых прочитала ещё до путешествия.Очень хочется успеть. Кроме того,  мыснова рискуем попасть в Ярославль с наступлением темноты. Я готова пожертвовать обзором городских улиц, чтобы не опоздать. Но сын успокаивает: времени хватит.

Уже на колёсах ещё раз пересекаем Успенскую площадь.Любуемся зданием пожарной части. Широко расставленные колонны, капители, украшенный частым рустом нижний этаж, на крыше каланча со смотровой площадкой. Построенное два столетия назад, здание до сих пор выполняет свои функции.

Проезжаем мимо Богоявленского монастыря (купола его главногохрама уже видели издали, теперь рассматриваем вблизи).

Алексеевский монастырь. Останавливаемся у его стен. Основанныйв 1371 году, это самый древний монастырь Углича. Успенская «Дивная» церковь с тремя шатрами, собор Иоанна Предтечи, часовня, Святые ворота, украшенные изразцами.

Следующая остановка у городского Парка Победы. Оставляем машину и поднимаемся вверх по улицеОльги Берггольц. Здесь в тесном соседстве друг с другом расположились сразу три музея: истории русской водки, тюремного искусства и  галерея кукол Ольги Павлычевой. Поднимаемся по высокому крыльцу в зал, где выставленымногочисленные бутылки с горячительным. Окидываем взглядом небольшое помещение и единодушно решаем, что навходные билеты тратиться жаль: если  тути есть свидетели старины, они теряются среди многочисленных стеклянных витрин с вполне современной наливкой, горилкой и прочей продукцией ликёроводочных заводов со всего света. Касса у входа одновременно является и торговой точкой, где можно приобрести некоторые «экспонаты». Музей истории русской водки на поверку оказывается винным магазином с дегустационным залом и собранием предметов, которые могут поведать об истории алкогольной продукции. Как следует из аннотации, это «первый в мире муниципальный музей» подобного рода. Идея, пожалуй, неплохая, просто мы с сыном не входим в круг интересующихся.

Ирония ещё и в том, что буквально через дверь выставленыподелки, выполненные заключёнными. Хоть слоган пиши для социальной рекламы о том, как короток путь «выпил - сел».


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Пятница, 10.05.2013, 10:48 | Сообщение # 41
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Музей тюремного искусства

Экспозиция «Запретная зона» разместилась в небольшомпомещении частного музея, основанного в 2004 году молодым адвокатом Михаилом Лотковым. Перед нами очень маленькая комната с несколькими витринами. При
большом скоплении народа здесь было бы тесновато, но пока из посетителей только мы с Марселем. Через некотороевремя  появляется ещё пара визитёров.Экскурсию не заказываем, ограничиваемся оплатой фотосъёмки, но нам проводят её совершенно бесплатно. Женщина, совмещающая обязанности кассира, киоскёра и экскурсовода, увлечённо рассказывает о специфических экспонатах, периодически вплетая в чистую грамотную речь фразы «на фене».

Здесь представлены вещи, изготовленные осуждёнными. Какие-тоиз них изъяты при обыске, какие-то музею подарены. Привлекает не столько качество исполнения зачастую бесхитростных поделок, сколько необычность
материалов, из которых они созданы. В большом количестве фигурки, вылепленные из жёваного хлеба. Для цвета в своеобразное поделочное тесто добавлены сигаретный пепел и паста из шариковых ручек. Самодельное оружие, отмычки, поддельные документы, карты с изображением политиков, сделанные из газет, резьба по дереву, картины, написанные на простынях и даже самогонный аппарат. Среди экспонатов необычная гитара. Её корпус выполнен из папье-маше, вместо колков шурупы, а струны с успехом заменяет
кордная нить. Понятно, что издаёт такая гитара скорее воющий плач, чем мелодию, однако функционирует. Это-то и удивительно.

После беглого осмотра экспозиции (позже мы к ней вернёмся) икраткого рассказа нам предлагают заглянуть в глазок, врезанный в тяжёлую грубую дверь. Да, это не что иное, как вход в тюремную камеру. Конечно, это лишь макет. Но воссоздание интерьера детальное и полное. Нас впускают внутрь и дверь на несколько минут закрывают. Несмотря на осознание «ненастоящести» момента, всё равно холодок по телу пробегает. Тем более что и воздух внутри совсем не такой, как снаружи.

Замкнутое пространство, серые стены, нары, накрытые зелёнымив чёрную клетку одеялами, стол и лавка, санитарный угол. Усиливают впечатление две восковые фигуры арестантов. На крючке висит ещё один комплект полосатой робы. Облачившись в него, желающие могут сфотографироваться на шконке в компании
воскового заключённого. Но мы суеверно отказываемся. Как говорится, «от тюрьмы да от сумы…»

Покинув камеру, уже внимательнее рассматриваем музейнуюколлекцию. По замыслу устроителей музея, «данная экспозиция должна заставить задуматься посетителей, и особенно молодых, о ценности жизни на свободе и увидеть разницу между творчеством на свободе и в тюремной камере». Замысел удался: когда выходим на улицу, солнце кажется особенно ярким.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Суббота, 11.05.2013, 14:32 | Сообщение # 42
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Музей – галерея кукол 

Атмосфера  авторской галереихудожницы Ольги Павлычевой словно призвана компенсировать осадок, оставленный мастерами-сидельцами. Солёное тесто, ткань, бумага, шерстяные нитки, папье-маше – всё это материалы, послужившие для создания более сотни экспонатов, выставленных в небольшом зале частного музея.

Тут мы разделяемся: я иду вспоминать девчоночью радость, асын отправляется гулять по парку.

Небольшая комната населена куклами. Они в стеклянныхвитринах и на тумбах-подиумах, в коробках и на диванчиках, на полочках и в панно. Периодически на глаза попадает самодельный запрещающий знак –
перечёркнутая красным растопыренная ладошка: руками не трогать. Потрогать руками, с одной стороны, очень хочется, с другой – выражения кукольных лиц настолько живы, что кажется, любое прикосновение будет встречено укоризненным взглядом.

У каждого обитателя этого маленького уютного зала своиразмер, костюм, характер. Крошечные пупсы соседствуют с выполненными в полный рост матронами.  Мыши и медвежатаприютились среди человечков. Тряпичные бабы на чайник, трогательные принцессы, гномы, театральные марионетки, даже календарь, где каждому месяцу соответствует своя кукольная фигурка. Окунаюсь в галерею эмоций: романтическая задумчивость и смешливость, нежность и задор, любопытство и обида. Прототипом большинства созданных образов являются дети. Жемчужина коллекции  - уже ставшая знаменитой кукла Софи.  Хожу по залу кругами и чувствую, как внутриразрастается ощущение тепла и света.

Между тем здесь есть ещё одна комната. Это магазин игрушек.В ассортименте, разумеется, всё те же куклы. На выбор влюблённая парочка на скамейке, забавные старички, целая армия игрушечных девочек и мальчиков,
статуэтки для интерьера. Несмотря на то, что к каждому платью прикреплён квадратик ценника,  торговый залвоспринимается как органичное продолжение музея.

Выхожу на улицу и снова иду мимо кукольных рядов: сын ведётменя через парк мимо сувенирных лавочек, рассчитанных в первую очередь на иностранных туристов, потому всевозможные матрёшки и целлулоидные красавицы в кокошниках представлены  тут весьмашироко. Впрочем, на сувенирном развале встречаются и по-настоящему интересные вещи, например, вязаные и тканые платки, ручная вышивка, изделия из текстиля. На
этой празднично-ярмарочной ноте мы прощаемся с городом.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Воскресенье, 26.05.2013, 12:36 | Сообщение # 43
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Ярославль 

За Угличем заправляем газовый баллон.  На обратном пути делаем это в два раза реже,чтобы оправдать расходы, используя запасённый ещё дома бензин.

Как только отъезжаем, погода заметно портится. Дороге это непомеха. Ехать даже легче: в автомобильном салоне свободнее дышится. Но при осмотре достопримечательностей дождь плохой союзник. Впрочем, впереди около двух часов пути – всё ещё может перемениться.

Остановку приходится делать гораздо раньше, чемпредполагалось: длительного перегона не выдерживает второе старенькое колесо (первое мы поменяли по дороге из дома). Хорошо, что Вадим помог с запаской. К
сожалению, замена слегка сочится, но ехать можно.

Ярославль встречает моросящими сумерками. В воздухе лёгкаявзвесь почти незаметных капель. Учитывая, что часть маршрута мы всё-таки проводим под крышей, прогулки это не портит. Проблема в другом – навигатор
помогает ориентироваться в городе лишь  вслучае запроса по точному адресу. Ну, или по названию улицы на худой конец.   А у нас только информация типа«на стрелке Волги и Которосли». Конечно, успеваем увидеть самую малость.  Тем более что день неотвратимо клонится кзакату.

Как правило, все исторические объекты концентрируются всамой старой центральной части, в которую ещё нужно добраться. По замечаниям бывалых путешественников, «автомобильное движение здесь затруднено». Насколько это мягко сказано, нам ещё предстоит убедиться. Шестиполосная магистраль с круговым движением в центре и лучами расходящихся улиц впечатляет интенсивностью транспортного потока. Попадаем туда не сразу. Сначала колесим по окраинам, ориентируясь, как на маяк, на видимые издали купола и шпили. Первая остановка возле храма. Это относительно молодая ЦерковьИоанна Постника, Архангела Гавриила и Андрея Критского (1904-1908). Идёт реставрация. Часть здания уже радует обновлённым обликом, часть ещё затянута в строительные леса. Почему встаём именно здесь? Просто потому, что надо же с чего-то начинать.

Мы бесцельно идём по прямой и оглядываемся по сторонам;попутно я  фотографирую красивые здания,особо не вникая, что в них находится.   Пополняем коллекцию памятников  вождю мировой революции.  Случайно находим достопримечательность несколько иногоплана, чем те, на которые до сих пор обращали внимание. Туристические путеводители обычно  к таким памятникамне отсылают. Это старейший комбинат «Красный Перекоп», известный на мировом рынке с 1722 года. Своё пролетарское название предприятие получило в 1922 году в честь победы Красной армии на Перекопе, а изначально это была Ярославская Большая мануфактура, которая занималась выпуском салфеточного белья, скатертей, полотенец и прочих специфических тканей. В настоящее время выпускаются ткани и пряжи технического назначения.

Отчасти следуя интуиции, отчасти скорректировав маршрут понавигационной карте, достигаем центра города. Маневрирование на переполненной трассе и парковка даются с трудом. Пристроив «шестёрку» на обочине относительно спокойного проулка,  снова гуляем пешком.Дождя, который то ослабевает, то набирает силу, сначала опасаемся. Но на улице тепло и вполне комфортно.Даже приятно после знойного дня ощущать свежесть и дышать влажным воздухом. Словно обидевшись на наше пренебрежение, дождь и вовсе прекращаетсявскоре.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Суббота, 01.06.2013, 19:27 | Сообщение # 44
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Вокруг монастыря 

Спасо-Преображенский мужской монастырь. Его мощныекрепостные стены и башни сохранились до наших дней. «Громада», - это первое,что приходит в голову, когда белая цитадель вырастает перед глазами. Очень часто Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле называют кремлем. На углах иизломах стен  - каменные башни, носящиеимя расположенных  рядом храмов.  Михайловская башня. Узкая, прямая, относительно строгая и,пожалуй, даже изящная. Напротив - гарнизонный Храм  Архангела Михаила. Высокий подклет с крыльцомна ползучих арках, крупные главы, четырёхскатное покрытие и глубокий красный цвет. В зависимости от освещения он меняет оттенок: становится тозолотисто-оранжевым, то тёмно-малиновым. Пилястры, наличники, арочные своды окрашены в ослепительно-белый. Даже на фоне пасмурного вечера церковь нарядная и яркая.

От Михайловского храма движемся вдоль южной стены монастыря.Удивительное чувство: глухие давящие стены с прорезями бойниц и вместе с тем ажурная лёгкость, создающая ощущение высоты и полёта. Быть может, дело в  дозорной башне и необыкновенной по красотезвоннице, которые высятся над каменным монолитом.   Святые ворота. Главный вход на территорию монастыря. Внастоящее время здесь находится историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Попасть внутрь нам, увы, не дано: время посещений вышло – ворота уже заложены.

Напротив ворот – парк. Здесь внимание привлекаетстреловидная часовня Казанской Божьей матери - похожее на ракету шатровое сооружение с витражной перегородкой и колоколом. Над колоколом икона-барельеф –
лик Богоматери.  У подножия витражногоизображения Христа памятная плита: «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». По воле Государственного Монетного двора часовня эта известна каждому, кто держал в руках тысячную купюру образца 1997 года.

Здесь же, в парке, недалеко от часовни находим ещё однумилую достопримечательность - скамью примирения. Всё дело тут в  неровности сидения. Лёгкий его наклон от краёвк центру должен неизбежно привести к тому, что сидящие по разным концам скамьи скатятся к середине и, коснувшись друг друга плечом, помирятся, если были в ссоре. Ну а для влюблённых это лишний повод теснее прижаться друг к другу.

Спускаемся к Которосльной набережной. Теперь монастырскиестены смотрят на нас сверху.

Московский мост. Беседка. Взгляд на противоположный берег.И  назад по крутому склону.  Жёлтый трёхэтажный дом, отделанный рустом. Сдвоенные  белые колонны, полукруглые  окна третьего этажа. Необычная и явно несовременная архитектура. Это здание бывшей духовной консистории. Сейчас здесь Ярославское Епархиальное Управление.  Совсем рядомстена, играющая оттенками серого. На ней приглашение от ярославских музеев.

Богоявленская башня Спасо-преображенского монастыря. Когдастоишь рядом, она кажется слишком обыкновенной, приземистой, хоть и выполнена в ложноготическом стиле. А вот глядя снизу, невольно вспоминаешь сказочный замок. Кажется, вот-вот принцесса Рапунцель спустит из окна свою длинную косу.

Рядом с башней, через дорогу, церковь Богоявления. Перекрытыйогромным сомкнутым сводом, храм завершается двумя ярусами декоративных кокошников. Ещё одно богатоеукрашение – обилие  изразцов, щедрорассыпанных по пилястрам и барабанам. Зеленоватая изразцовая лента, словно сплетённая из цветов и трав, опоясывает красное каменное здание по периметру.

В конце монастырской стены находится ещё одна башня.Богородицкая. Глухая, непроездная, с глубоким подвалом и потайным ходом, она вместе с западной стеной была построена самой первой. А вот церковь, давшая ей название, не сохранилась. На её месте установлен памятник основателю города Ярославу Мудрому. Его изображение, кстати, красуется на уже упомянутой купюре вместе с изображением часовни.

«Ярослав Мудрый словно встречает путников», - этаформулировка в описании памятника впоследствии весьма позабавит. Стоящий как раз в центре транспортной разводки, исполин больше похож на гигантского регулировщика. В руке меч. Ну чем не полосатая палочка? По замыслу архитекторов, опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя. Ну а я, находясь во власти образа инспектора ГИБДД, с улыбкой констатирую: «Устал бедняга.  Руки опускаются». Подойти  к изваянию ближе, чтобы разглядеть детали,например, барельефы на постаменте, мы даже не пытаемся. И дорогу-то переходим короткими перебежками, в обход.

Угол Богоявленской площади. Стильное красное здание сзубчатой крышей не что иное, как помещение кондитерской фабрики. Первым её владельцем был купец Кузнецов. Здание имеет более чем столетнюю историю, является объектом национального достояния и, тем не менее, выставлено на торги: ни известнейшая марка, ни вековые традиции, ни исторические брэнды не спасли  предприятие от банкротства.  Проходим чуть дальше и оказываемся рядом с бронзовыммедведем. Подняв левую лапу, зверь замер на огромном камне, не завершив шага. На камне высечено:  «Символ России –легенда Ярославля». Сюда мы тоже опоздали. И всего на каких-то минут пять или десять. Дело в том, что мишка каждый час рычит. Об этом оповещает табличка,
призывающая сохранять спокойствие. Жаль, конечно, что медвежьего рёва не услышали: не караулить же косолапого целый час; а вот за бронзовую пятку я подержалась.

Возвращаемся к Михайловской башне. Круг замкнулся. Очереднойпрогулочный маршрут выбираем по принципу «куда глаза глядят». А глядят они на длинную аллею, уводящую от монастыря. Куда? Это и предстоит выяснить.


Галина Каюмова
bez-maski
Дата: Воскресенье, 09.06.2013, 18:33 | Сообщение # 45
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
Куда глядят глаза

 Ступаем на брусчатку улицы Революционной и теряемся всмешении эпох. Во-первых, название улицы уже фиксирует историческое событие. Во-вторых, встречает она нас ни много нимало трапезными палатами «Иоанн Васильевич». Вот только к Ивану Грозному это название не имеет никакого отношения, зато напрямую связано с популярной комедией Леонида Гайдая. Под одной крышей дополняют друг друга небольшой отель, синема-клуб и ресторан.  

 Пушки  на каменных насыпях, стражники по периметру здания, глашатай у входа – всё это служит для создания антуража. А вот фанерные фигурки, разбросанные вдоль дорожки, кажутся мне чужеродными, нелепыми. Если привратники с секирами и краснощёкие горожане ещё вписываются в общую картину, хоть и относительно, то зайца с морковкой наперевес  я уже воспринимаю с трудом. Впрочем,возможно,  это реквизит, оставшийся последневной торговли. Сейчас на аллее немноголюдно. Только редкие посетители отдыхают в «Царёвом шатре».

Идём в глубину аллеи. Уже привычно фиксирую взглядом дома пообочинам, замечая особенности архитектуры.  Чёткого плана давно нет - выхватывая глазамииз общей картины что-то интересное, подходим ближе, чтобы рассмотреть и сфотографировать. Именно так, наткнувшись случайно, находим медную колонну - Демидовский столп, памятник Петру Григорьевичу Демидову, "Покровителю просвещения и основателю Демидовского высших наук училища".  

Из Демидовского сквера выходим на площадь Челюскинцев. И наэтом неспешная прогулка заканчивается: небо, словно задёрнутое плотной шторой, резко темнеет, крепчает ветер. Сомнений нет – стремительно надвигается гроза. Напоследок ловлю в объектив стены Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря с Собором Кирилла и Афанасия и храмы вдали.

Возвращаемся к машине почти бегом. Едва успеваем захлопнутьза собой дверцы, гроза обрушивается шквалом. Почти ничего не видно из-за туч и стоящей стеной воды. Пробиваясь сквозь завесу ливня, с трудом покидаем парковку и выбираемся из города в надежде выехать из очага стихии.

Ярославль отпускать не хочет: на выезде  останавливает патруль ДПС, уже третий засегодняшний день. Хоть сын за собой вины и не чувствует, встреча с дорожной полицией слегка напрягает. На самом деле нашу машину тормозят за компанию (гнались за дерзким нарушителем и приметили чужие номера). Тщательная проверка
документов, осмотр багажника, сверка с базой данных на предмет розыска, расспросы: «Куда? Зачем? Откуда?» Желают счастливого пути и отправляют с миром. Тем временем и гроза сбавляет силу.

Подкачиваем колесо, поставленное взамен проколотого, и,решив не рисковать, заворачиваем на ближайшую шиномонтажку. Там колёсико чинят, чтобы воздух больше не сочился, и мы продолжаем путь. Примерно в половине второго останавливаемся на обочине и устраиваемся на ночлег. Позади 634 километра.


Галина Каюмова
VOLKOVIK
Дата: Вторник, 18.06.2013, 21:24 | Сообщение # 46
Группа: Гости
Награды:  +
Репутация:  ±
Замечания:  ±
Статус:
Спасибо от VOLKOVIK!
bez-maski
Дата: Воскресенье, 22.09.2013, 18:06 | Сообщение # 47
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1206
Награды: 0  +
Репутация: 0  ±
Замечания:  ±
Статус: Offline
14.07.12 – 15.07.12 (день «пятнадцато-шестнадцатый») 

В 7.40 трогаемся с места ночёвки. Завтракаем  в уже известном кафе «Виктория». Берём салат«Оливье», кофе и блины со сгущёнкой – фирменное блюдо на костромской трассе. Поскольку к кофе тоже полагается сгущённое молоко (такой заказали), подают его
в соуснике, щедро наполненном до краёв. Будучи сластёнами, едим лакомство ложечкой, запивая бодрящим напитком.   Стоимость завтрака радует не меньше, чем егокачество: укладываемся в 110 рублей на двоих. 

Возле Шарьи заправляемся и застреваем в пробке, чему вовсе не удивляемся: память оразбитом мосте ещё свежа. По мосту движемся предельно медленно. Часто приходится останавливаться, чтобы разъехаться с фурами или  дождаться очереди на относительно целый кусокпокрытия. В сумерках масштабы разрушений ощущались больше колёсами. Сейчас  можем оценить их в полной мере. Вроде и картинауже не нова, но впечатляет, словно увидена впервые. Особенно яркое зрелище являет арматурная сетка, выпирающая из-под остатков асфальта. Марсель шутит, что если приглядеться, сквозьдыры можно увидеть воду. Миновав ощерившийся металлическими штырями мост, испытываем настоящее облегчение.

За Знаменкой начинаются чистые сосновые леса, почти такие, как на Валдае. Сын решает набрать стаканчик черники для своей девушки. А вдруг
довезём. Пока он прочёсывает бор в поисках редких ягод, я гуляю вдоль дороги, захватывая кромку леса, и наслаждаюсь последними крохами отпуска. Потом мы тщательно упаковываем хрупкий капризный груз, пристраиваем так, чтобы поменьше трясло, и продолжаем путь. 

Обедаем поздно. В известной уже закусочной, где оценили пирожки. Шашлык у них тоже хорош.  Для обзора сегодня лишь дорожные пейзажи, которые за две недели  поменяли цветовую гамму. Значительная часть пути уже за спиной, дорога  знакома, строим планы на остаток маршрута и мысленно проживаем домашний вечер. 

Вдруг машину резко бросает на встречную полосу, под колесом что-то натужно скрипит, а потом и грохочет. Марсель с трудом выравнивает
управление и, чертыхнувшись «камень поймал», выходит, чтобы освободиться от помехи. Выражения «бледный, как полотно» и «спал с лица» обретаютконкретную иллюстрацию, стоит только взглянуть на  сына. К иллюстрации прилагается непечатныйкомментарий, короткий, но ёмкий, соответствующий масштабу проблемы. Если перевести с табуированного русского на литературный, звучит он так: «Это конец,
мама. Это полный конец». Танкодром не прошёл даром: вырвало рычаг управления левым передним колесом. 

Мы застряли между Немой и Кильмезью.  Пустынная дорога, лес по обе стороны и не один десяток километров до ближайшего жилья.  Несколько минут тихой паники. Лихорадочный поиск решения. Какое-то время так и стоим на встречке. Потом по этой полосе медленно ползём. Следующий шаг – вырулить на свою сторону.

Окончательно собравшись, сын делает какой-то сомнительный проволочный крепёж. Скорее для того, чтобы хоть что-то делать. На первой же кочке рычаг вышибает снова, собственно мы и отъехать с места не успели. Час работы псу под хвост.  Сорок километров едем с включенной аварийкой буквально натрёх колесах. Полное ощущение, что водитель и автомобиль поменялись местами:чувство такое, будто Марсель тащит машину на себе.  Населённый пункт, куда, наконец, тихонько вкатываемся после«ранения»,  называется Рыбнаяватага.  Пытаемся искать помощи. В чёмона будет заключаться, трудно сказать. Сварочный аппарат, длинный прочный болт, добрый совет на худой конец. Навскидку выбираем дома с транспортом у ворот. Здесь даже маленькая автомастерская имеется. Только проку от неё  - ноль. Как всегда вечером субботы,деревенское население активно отдыхает. Иначе говоря, все уже до положения риз.

На наше счастье, дорожное покрытие за время, пока мы гостили на Валдае, слегка подлатали. Это сулит надежду на то, что починенный
«наживульку» рычаг эту дорогу выдержит. Осталось лишь починить.  И опять удача: проезжающий мимо земляк останавливается, сочувствует и даже находит в багажнике вполне подходящий болт. Неизвестно, что выйдет  из этой затеи, но ехать-то всё равно как-тонужно. Сын в очередной раз ныряет под машину, а мне остаётся лишь бродить по обочине, отвлекать себя окрестными пейзажами и тихонько молиться. Надо сказать,
небо над головой просто удивительное. Оно словно рожи корчит. То улыбается, то язык сердито показывает. Через час можно ехать. « На честном слове и на одном крыле».Не разгонишься, конечно, но, по крайней мере, все четыре колеса управляемы.  

Приближаемся к реке Кильмезь. Огромный песчаный пляж заметили ещё на пути из дома. Остановиться на берегу, смыть двухдневную пыль на
границе Удмуртии мечталось несколько часов назад, до беды с управлением.  Потом стало не до фантазий, добраться бы.  Думала, что сын, расстроенный и измотанный,проедет мимо, но он от удовольствия искупаться не отказывается.  Машинку жалеем, конечно, - оставляем на вершине крутого склона, спускаемся к берегу реки пешком. Палаточный городок. Прекрасно оборудованная зона отдыха. Тёплая вода. Течение очень быстрое. Говорят, русло реки подвижно, и поэтому береговая линия и глубина постоянно меняются. С наслаждением плаваем, любуемся закатом и поначалу удивляемся, почему так быстро наваливается темнота. Но почти сразу приходит осознание того, что от валдайских белых ночей мы уже ох как далеко. 

Места благодатные. Наспех фотографирую огромный мост, вид нареку, какой-то крест на берегу. Однако время не терпит - что за крест, уже не
вникаю. В другой ситуации и задержались бы подольше, но впереди ещё двести километров, а ехать предстоит с серьёзной поломкой. Ещё час уходит на регулировку временного крепления, которое отнагрузки ослабло. Отвечаем на озабоченные звонки и смс. Тихонько движемся
дальше, уповая на Бога, удачу и выносливость автомобиля.  

В пяти километрах от Увы (до дома около сотни) снова летит болт. К счастью дождь, который поливал нас почти весь путь от Кировской
области, прекращается. Теперь сын уже спокоен. Даже улыбается. «Вырвало? Будем ставить».  По сути, мы застреваем между вчера и сегодня. Посколькустрелки часов перевалили за полночь, следующий день уже наступил. Но у нас твёрдая цель добраться сегодня, то есть теперь уже вчера, до дома. Час отнимает очередной временный ремонт. И путь ещё неблизкий, учитывая аварийное состояние и скорость движения.  Наловчившись, с каждым разом Марсель вносит какие-то изменения в своё импровизированноекрепление, и  последний отрезок путипреодолеваем вполне уверенно и даже увеличиваем скорость. Останавливаемся у родного подъезда около трёх ночи. Резина, конечно, в хлам. Падаем спать, не выгружая вещей из машины, пренебрегаядушем. Удивительно, но просыпаюсь около семи. Понимаю, что это скорее по привычке – я не отдохнула. Засыпаю снова. Около девяти всё же встаю. И вот теперь уже  отмываюсь, пью горячийсладкий чай. Мы дома. Путешествие закончилось. Предстоит разгрузить, почистить
и починить машину. И разобрать более трёх тысяч фотографий. Ну и свести баланс.

Пробег за день составил 815 км. Стакан черники, кстати, аж из Костромской области, довезли.


Галина Каюмова
Моё творчество » Проза » Путевые заметки » На Валдай и обратно (дорожный дневник автопутешествия) (путевой очерк)
Страница 2 из 2«12
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017 | Сайт создан в системе uCoz